ЧАСТЬ VII
ВОЗРОЖДЕНИЕ
1. КАЗАКИ в постсоветской России
2008 год - это год 300-летия со дня трагической гибели (7 июля 1708 года по старому стилю) последнего законно избранного атамана Вольного Дона Кондратия Афанасьевича Булавина, возглавившего восстание КАЗАЧЬЕГО народа против уничтожения Петром I независимой Донской республики и насильственного превращения вольного КАЗАЧЬЕГО народа в подданных самодержавной крепостной России.
Понадобилось три века, чтобы путем насильственной ассимиляции (миграционной, религиозной, языковой, культурной и т.д.), прямого геноцида и физического истребления КАЗАКОВ «вывести» из некогда независимого и вольного народа некое подобие «русских сторожевых», разводимых сегодня в рамках государственного реестрового «питомника». И, надо признать, российские «селекционеры» преуспели в своих опытах.
Потомки всех «реформаторов» (от венценосного маньяка Петра - до первого мононационального советского и нынешнего «демократического» правительства) практически добились поставленной еще 300 лет назад задачи - уничтожить не только КАЗАЧЬЕ государство, но и саму память о КАЗАКАХ, как о самостоятельном этносе. Сделано все, чтобы уничтожить историю народа, его национальное самосознание, его культуру, язык и традиции. Уничтожена естественная среда обитания КАЗАЧЬЕГО этноса, без которой ни его возрождение, ни, тем более, существование - невозможны. На историческую сцену вместо вольного и гордого КАЗАЧЬЕГО народа возведено интернациональное пристанище для авантюристов, проходимцев и отставных военных и полицейских чиновников - «казачество».
Отдельные «искры» в почти погасшем костре КАЗАЧЬЕГО национального самосознания старательно заливаются помоями АНТИКАЗАЧЬЕЙ пропаганды. Насильственным путем разделенному и вынужденному проживать в разрозненном состоянии КАЗАЧЬЕМУ народу и его молодому поколению ( в так называемых «казачьих кадетских корпусах») внушаются убежденность в отсутствии у КАЗАКОВ когда бы то ни было своей государственности и независимости, бредовые идеи о неком «старшинстве» одних территориальных «резерваций» (нынешних «потешных» казачьих войск) перед другими. Всячески подчеркивается и поощряется иезуитская теория бегло-холопского происхождения КАЗАКОВ, совершенно абсурдный тезис об их «многонациональности» и, одновременно, противоречащее этому утверждение, что КАЗАКИ - «субъэтнос» или «этническая группа» русского народа.
Политические и социально-экономические реформы кон¬ца XX века вызвали новую волну подъема национального КАЗАЧЬЕГО движения под лозунгом восстановления незаконно уничтоженных в ходе политических репрессий КАЗАЧЬИХ национально-территориальных образований - КАЗАЧЬИХ республик Дона, Кубани и Терека.
Сложившаяся к этому времени ситуация приоритета «местных суверенитетов», грозившая территориальной целостности Российской Федерации, вынудила российское руководство принять ряд нормативно-правовых актов, на первый взгляд решающих проблему реабилитации репрессированного КАЗАЧЬЕГО народа.
Однако, эйфория по поводу того, что российская власть, наконец-то, признала право КАЗАЧЬЕГО народа на существование и намерена всерьез решать проблемы его возрождения, быстро прошла. Принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» и Федеральный закон 2005 года «О государственной службе российского казачества» показали истинные намерения продолжения имперской политики дальнейшей насильственной ассимиляции КАЗАЧЬЕГО этноса.
Для того, чтобы противостоять этому, КАЗАКИ должны четко представлять себе реалии сегодняшнего дня в части действующего законодательства и своих конституционных прав на национальное самоопределение в составе Российской Федерации, знать формы и методы борьбы за свое настоящее и будущее в рамках российских законов и международного права.
2 АЗБУКА национального самоопределения казачьего народа
2.1. Понятие, субъекты и формы национального самоопределения. Право на национальное самоопределение - один из общепризнанных принципов международного права.
Субъектами права на национальное самоопределение являются как отдельные граждане (персональное, индивидуальное право), так и этнические общности, составляющие население того или иного государства (коллективное право).
Коллективное право этнической общности, возникает только из совокупности персонального (индивидуального) добровольного волеизъявления отдельных граждан, осознавших свою принадлежность к данной этнической общности и необходимость объединения с другими ее представителями.
При этом и Конституция Российской Федерации и международное законодательство о праве каждого на национальное самоопределение и объединение с себе подобными недвумысленно определяют, что основанием для этого служит только факт волеизъявления самого субъекта национального самоопределения без всяких ограничений по времени наступления события волеизъявления, т.е. правом на национальное самоопределение в равной степени наделены как уже имеющие свои национальные образования народы, так и вновь формирующиеся этнические общности.
Право этнических общностей, формирующих многонациональные государства, на свое национальное самоопределение — в конституционном и международном праве — это их право определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации реализация права на национальное самоопределение отдельных этнических общностей, составляющих ее многонациональное население, осуществляется:
- предоставлением права создания национально-территориальных образований (республик, автономных областей и округов) этническим общностям в местах их традиционного и компактного проживания (территориальная система);
- предоставлением права на создание национально-культурных автономий представителям этнических общностей, проживающим разрозненно и находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующих административных территориях (экстерриториальная система).
2.2. Понятие правосубъектности этнической (национальной) общности. В соответствии с теорией государства и права для участия в правовых отношениях этническая (национальная) общность должна выступать как общественное образование, иметь единые цели, координировать деятельность членов общности для достижения этих целей, иметь способность выражать единую волю, принимая решения и действуя как единое целое.
Кроме того, для участия в правоотношениях этнической (национальной) общности необходимо опираться на определенную территорию.
Другими словами: необходимо иметь легитимный, постоянно действующий представительный орган, имеющий полномочия на соответствующей территории проживания данной этнической общности.
2.3. «КАЗАКИ» и «казачество»: определяющие характеристики и принципиальные различия понятий. Важное обстоятельство, создающее существенные проблемы для реализации права КАЗАЧЬЕГО этноса на свое национальное самоопределение в рамках Российской Федерации - это сознательная подмена на уровне государственной национальной политики понятия «КАЗАКИ» совершенно не идентичным ему понятием «казачество», никакого отношения не имеющего к статусу национальной (этнической) общности.
Судите сами:
Если «КАЗАКИ» - это подвергнутая геноциду в ходе политических репрессий этническая общность в составе многонационального населения Российской Федерации, органичная часть ее гражданского общества, то «казачество» - это сословная структура, существование и деятельность которой связаны лишь с несением государствен¬ной военной, пограничной и полицейской службы и не зависят от этнической принадлежности ее членов. Понятие «казачество» является нарицательным и производным от этнонима КАЗАЧЬЕГО этноса в связи с тем, что первыми эти функции выполняли преимущественно этнические КАЗАКИ.
Несмотря на полное отсутствие логики и противоречие своих действий Конституции Российской Федерации и международному праву, государственные чиновники настойчиво продолжают политику дискриминации КАЗАЧЬЕГО этноса по национальному признаку.
Причина заключается в том, что:
- официальное подтверждение статуса репрессированного народа (этнической общности) дает КАЗАКАМ право на предусмотренные Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» политическую, территориальную, социальную и культурную реабилитацию, в том числе - восстановление незаконно уничтоженных КАЗАЧЬИХ национально-территориальных образований в местах их (КАЗАКОВ) традиционного проживания;
- традиционное КАЗАЧЬЕ самоуправление (самая эффективная форма демократического общественного устройства) с ее выборностью представительных и исполнительных органов власти и общественным контролем за ними не вписывается в сегодняшнюю структуру государственной «вертикали власти».
Но, главное — в том, что подмена понятия «КАЗАКИ — народ» на «казачество», статус которого аналогичен службе МЧС, милиции и т.п., позволяет исключить КАЗАЧИЙ этнос из системы правоотношений в сфере национального самоопределения под предлогом отсутствия его правосубъектности. То есть, КАЗАКАМ отказывают в праве на национальное самоопределение, поскольку «казачество», под статус которого их загоняют, не является этнической (национальной) общностью и в принципе не может быть субъектом права на национальное самоопределение.
2.4. Правовые основы конституционного права КАЗАЧЬЕГО народа на национальное самоопределение в составе Российской Федерации. В международных пактах о правах человека под понятиями «народ» и «нация» в процессах, связанных с реализацией права на национальное самоопределение, подразумеваются этнические общности в составе суверенных государств, обладающие общим языком и культурой, территорией и хозяйственными ресурсами, а также стремлением к образованию своих национально-культурных, национально-территориальных образований в составе единого государства, либо своего отдельного государства.
Исходя из Конституции, специфики государственного устройства и законодательства Российской Федерации, субъектами права на национальное самоопределение в рамках федеративного государства (кроме коренных малочисленных народов и национальных меньшинств) являются составляющие многонациональное население Российской Федерации этнические общности - исторически сложившиеся устойчивые группы людей, постоянно расселенные в местах своего традиционного проживания, обладающие сознанием общего происхождения и отличности от других этнических групп, этническим самоназванием (этнонимом), наличием родного языка, религии и культуры, традиций и самобытного уклада жизни, а также стремлением к созданию национально-территориальных образований для обеспечения своего существования.
КАЗАКИ, несомненно, обладают всеми необходимыми для статуса этнической общности признаками, что дает им право на создание в установленном российским законодательством порядке национально-территориальных образований (органов местного территориального самоуправления, автономных областей и округов, республик) в местах их традиционного проживания и на создание национально-культурных автономий в регионах, где КАЗАКИ проживают разрозненно в ситуации национального меньшинства.
Фактом индивидуального (персонального) волеизъявления в части добровольного и самостоятельного отнесения себя к этнической общности КАЗАКОВ (часть 1 Статьи 26 Конституции Российской Федерации), формально могут рассматриваться официальные результаты Всероссийской переписи населения 2002 года.
Существенным недостатком (как доказательства в суде) этих результатов является их анонимность. Но, ни суд, ни, тем более, Федеральная регистрационная служба не могут принудить представителей казачьего этноса называться иначе, чем определили они сами - т.е. «КАЗАКАМИ».
Фактом коллективного волеизъявления в части добровольного объединения определивших свою национальную принадлежность КАЗАКОВ (часть 1 Статьи 30 Конституции Российской Федерации) являются их многочисленные попытки создания и государственной регистрации общественных национальных объединений - различного уровня КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий, руководящие органы которых сегодня, в соответствии с законодательством, являются легитимными представительными органами этнической общности КАЗАКОВ на соответствующих территориях, а также стремление к возрождению незаконно уничтоженных в результате политических репрессий национально-территориальных образований КАЗАКОВ в местах их традиционного проживания.
Всероссийская перепись населения официально установила еще один факт — «состояние национального меньшинства», в котором находится этническая общность КАЗАКОВ как на всей территории Российской Федерации, так и на территории любого из ее регионов.
Однако, всего этого для реализации КАЗАКАМИ своих законных прав и интересов недостаточно, поскольку существует объективная проблема подтверждения правосубъектности КАЗАЧЬЕГО этноса в сфере национального самоопределения, решение которой, кстати, зависит только от самих КАЗАКОВ.
2.5. Проблема правосубъектности КАЗАЧЬЕГО этноса. Она заключается в том, что при наличии бесчисленного количества различных по организационно-правовой форме и уровню и прошедших государственную регистрацию КАЗАЧЬИХ формирований ни одно из них не можетбыть субъектом права в сфере национального самоопределения КАЗАЧЬЕГО этноса, поскольку в соответствии с Уставом не является этническим (национальным) объединением.
Единственная форма общественного объединения, отвечающая этим требованиям - это форма национально-культурной автономии. Но, именно поэтому с ноября 2003 года государственная регистрация КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий в Российской Федерации официально запрещена под беспрецедентным предлогом того, что (по заключению Минюста и Федеральной регистрационной службы Российской Федерации) «КАЗАКИ не являются этнической общностью, так как не имеют своего языка, образования и культуры».
Один из таких отказов в государственной регистрации КАЗАЧЬЕЙ национально-культурной автономии (Челябинская область) обжалуется в Европейском Суде по правам человека.
2.6. От национального самосознания - к национальному самоопределению. Международная практика реализации права народов на их национальное самоопределение выявляет наличие ряда общих для различных регионов мира объективных и субъективных факторов и проблем, в той или иной степени влияющих на этот процесс.
В любом случае главным и необходимым условием (наряду с наличием правовых основ) даже только для постановки вопроса о национальном самоопределении этноса является уровень его национального самосознания. Национальное самосознание - это одно из свойств этноса, зачастую имеющее определяющее значение для выделения его из числа прочих.
Формирование национального самосознания позволяет такому этносу не остановиться в своем развитии, а, избежав ассимиляции более сильными и удачливыми соседями, сохранить самобытную культуру, обычаи, родной язык, ибо языковая ассимиляция ведет к ассимиляции этнической.
Именно национальное самосознание помогает этносам возродиться после исторических катаклизмов, возникающих в процессе этногенеза, не исчезнуть, не остаться в памяти красивой легендой, а вновь возродить свою культуру и национальные традиции, занять достойное место среди сильных и успешных народов.
Именно уровень национального самосознания этноса определяет выбор формы его государственного существования: в составе другого государства, либо в виде отдельного государства.
Уровень национального самосознания является первым камнем в фундаменте национального самоопределения любого этноса.
2.7. Формирование федеральной системы КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий — первый шаг на пути к национальному самоопределению КАЗАЧЬЕГО этноса в составе Российской Федерации. Совершенно ясно, что проблема национального самоопределения КАЗАЧЬЕГО этноса никого, кроме него самого, не интересует и ее реше¬ние зависит только от воли и инициативы самих КАЗАКОВ. Сложившаяся ситуация характеризуется тем, что: Во-первых, активное проявление национального самосознания - «КАЗАКИ — народ» присуще только части этнических КАЗАКОВ в регионах их традиционного проживания (Дон, Кубань, Терек, Урал), что выражается в создании ими общественных этнических КАЗАЧЬИХ объединений и выдвижении идеи восстановления КАЗАЧЬЕЙ республики, а также отдельным представителям КАЗАЧЬЕГО этноса, проживающим в разрозненном состоянии на территориях других регионов Российской Федерации.
Это объясняется как грубым извращением национальной идеи возрождения КАЗАЧЬЕГО народа, ловко подмененной мифом о многонациональности и особом предназначении «служилого сословия», так и фактическим отсутствием КАЗАЧЬЕЙ национальной элиты, формирование которой в условиях откровенной дискриминации КАЗАЧЬЕГО этноса невозможно.
В связи с этим, преждевременным может представляться даже намерение создания или возрождения КАЗАЧЬИХ национально-территориальных образований, поскольку в случае принципиального положительного решения к руководству ими, скорее всего, тотчас придет руководящая «государственным реестром» продажная «казачья старшина», которая сегодня шарахается от национальной идеи как черт от ладана.
Во-вторых, даже среди национально ориентированных представителей КАЗАЧЬЕГО этноса нет должного (единого) понимания того, что проблему возрождения (национального самоопределения) КАЗАКОВ невозможно решить только в рамках какой-то одной территории (скажем, Донской республики) без объединения в единую структуру всех потомков древнего КАЗАЧЬЕГО рода, проживающих на территории Российской Федерации компактно, либо в разрозненном состоянии.
В-третьих, далеко не все понимают, что существует реальная опасность полной ассимиляции КАЗАКОВ в связи с официально принятой на государственном уровне теории их, якобы, бегло-холопского происхождения и версией об их статусе - как «субэтноса» или «этнической группы» в составе русского народа.
И, в-четвертых, реалии проводимой в Российской Федерации национальной политики убеждают: выжить в рамках такой системы могут только этнические общности, имеющие финансовую и материальную поддержку своих национальных субъектов Российской Федерации, либо своих национально-территориальных или национально-государственных образований вне Российской Федерации. Удел остальных - влачить убогое существование на уровне фольклорных ансамблей до неизбежной полной ассимиляции.
Изменить ситуацию может только формирование национального самосознания и консолидация представителей КАЗАЧЬЕГО этноса в рамках единого КАЗАЧЬЕГО национального объединения. Сегодня таким объединением может стать только Общероссийская (федеральная) система КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий.
2.8. Задачи федеральной системы КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий в Российской Федерации.
Кроме генеральной задачи формирования национального самосознания КАЗАЧЬЕГО населения посредством организации глубокого изучения его подлинной истории, возрождения традиций, обычаев и культуры, представителям КАЗАЧЬЕГО этноса в рамках Общероссийской (федеральной) системы КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий необходимо:
- определить реальную численность КАЗАЧЬЕГО этнического населения на территории Российской Федерации;
- сформулировать национальную КАЗАЧЬЮ идею, суть которой заключается в том, что КАЗАКИ - это часть гражданского общества, народ, который должен готовить не «наемников-мамлюков» и не помнящих родства «манкуртов», а свою национальную КАЗАЧЬЮ элиту, хранить и умножать свой национальный КАЗАЧИЙ генофонд;
- сформировать легитимную национальную базу для подготовки и проведения Всероссийского Круга (Съезда) КАЗАЧЬЕГО народа и создания легитимного постоянно действующего представительного органа, представляющего интересы КАЗАЧЬЕГО населения, последовательно и планомерно решающего проблему реализации законного права КАЗАКОВ на их национальное самоопределение в составе Российской Федерации, полную реабилитацию как репрессированного народа и финансовую поддержку возрождения КАЗАЧЬЕГО этноса государством.
2.9. Залог успеха - объективная оценка ситуации, здоровый прагматизм и последовательность. Итак, для того, чтобы реализовать конституционное право КАЗАЧЬЕГО народа на национальное самоопределение, необходимо:
1). Понимать, что существование любого народа (в том числе - КАЗАЧЬЕГО) возможно только при создании им своего национально-территориального образования (автономного - в составе другого государства, либо отдельного), так как только это условие обеспечивает реальную защиту от неизбежной ассимиляции.
2). Объективно оценивать ситуацию, которая заключается в том, что несмотря на декларации о равноправии всех народов, составляющих многонациональное население Российской Федерации, КАЗАКИ продолжают оставаться подвергнутым жесточайшему геноциду бесправным репрессированным народом, у которого отняли прошлое, отнимают настоящее и лишают надежды на будущее.
3). Осознавать, что государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в рамки которого загоняют сегодня этнических КАЗАКОВ - всего лишь красивый ошейник для «сторожевых псов», основное предназначение которых — защита собственности российских олигархов и не имеет ничего общего с процессом национального возрождения КАЗАЧЬЕГО народа.
КАЗАЧЬИ традиции - это не «царева служба», а общинное право КАЗАКОВ на землю и местные ресурсы, а также КАЗАЧЬЕ местное самоуправление.
4). Отдавать себе отчет в том, что официальная позиция государственной власти в лице ее чиновников, определившая статус КАЗАКОВ как субэтнос русского народа (не обладающего государственностью и не стремящегося к своему национальному самоопределению, не имеющего определенной территорией проживания и представительного органа, защищающего интересы русских в законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, лишенного права даже на создание русских национально-культурных автономий с целью сохранения русской культуры), обрекает КАЗАКОВ на ассимиляцию и уничтожение, как этнической общности.
5). Оставить все иллюзии, что государство и Церковь заинтересованы в возрождении КАЗАЧЬЕГО народа и будут предпринимать для этого конкретные усилия. Необходимо рассчитывать только на свои силы.
6). Прагматично относиться к пламенным призывам о патриотизме, необъятной любви к «Матушке - России», единству и братству всех народов, составляющих многонациональное население Российской Федерации, ибо все они (эти народы) всегда рассматривают любые «национальные программы» государства только с точки зрения их пользы для себя.
И это нормально! Так как является естественным проявлением инстинкта национального самосохранения. Их вполне устраивает роль КАЗАКОВ, как резерва для обеспечения военного призыва и комплектования поредевших (после отмены отсрочки призыва на военную службу) милицейских рядов. Мнение КАЗАЧЬЕГО народа никого не интересует.
И, наконец, однажды назвавшись народом, следует об этом помнить и последовательно двигаться по пути от возрождения КАЗАЧЬЕЙ культуры и целенаправленного формирования национального самосознания КАЗАЧЬЕГО населе¬ния в рамках системы КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий к созданию гарантирующих реализацию КАЗАЧЬЕГО национального самоопределения КАЗАЧЬИХ национально-территориальных образований в рамках Российской Федерации.
Дорогу осилит идущий!
3. Принципы объединения КАЗАЧЬЕГО этноса на современном этапе
Многочисленные общероссийские и даже международ¬ные общественные КАЗАЧЬИ организации и их средства массовой информации, «патриотическая» деятельность которых вполне «вписывается» в русло российской «национальной политики», периодически (видимо, для поддержания среди рядовых КАЗАКОВ своего имиджа борцов за реабилитацию репрессированного КАЗАЧЬЕГО народа) выдвигают популистские лозунги об объединении всех КАЗАЧЬИХ организаций, якобы, с целью национального возрождения КАЗАЧЬЕГО народа. Но, при этом провозглашаются заведомо невыполнимые и недостижимые, а порой - просто несуразные принципы объединения, либо такие же цели, как то: наличие родословной, этническая чистота предков (чуть не до 7-го «колена»), документальное подтверждение своей национальной (естественно - КАЗАЧЬЕЙ) принадлежности, обязательное повседневное ношение исторической (?) КАЗАЧЬЕЙ одежды, ревностное отношение к требованиям Русской Православной Церкви Московского Патриархата (а почему именно его?) и др. И все это - якобы, для создания суверенной и независимой (надо понимать - от России) КАЗАКИИ. Другие смотрят на жизнь гораздо проще: для «возрождения» им достаточно создавать КАЗАЧЬИ общины (непонятного статуса), по праздникам устраивать скачки и рубку лозы и, естественно, рожать побольше КАЗАЧАТ. В процессе обсуждения этих позиций (споров и взаимных оскорблений - до хрипоты, обвинений в предательстве «Матушки-России» в пользу КАЗАЧЬИХ интересов (и наоборот), шельмовании оппонентов и т.д.) благополучно «выпускается пар» и главная тема «тонет» в нескончаемом потоке профессиональной демагогии.
А между тем, определение принципов объединения представителей КАЗАЧЬЕГО этноса для решения проблемы реабилитации репрессированного КАЗАЧЬЕГО народа и его национального самоопределения (подчеркиваем - в составе Российской Федерации), это фундаментальный вопрос, без которого невозможно решить саму проблему.
Не претендуя на истину, позволим себе предположить, что такими принципами (при условии их признания, обязательности и исполнения объединяющимися) должны быть:
1. Признание КАЗАКОВ отдельным этносом.
2. Признание этнических КАЗАКОВ, искусственно разделяемых сегодня по территориальному признаку (донских, кубанских, терских, уральских, оренбургских и т.д.), представителями единого, насильственно разделенного КАЗАЧЬЕГО народа.
3. Признание факта существования в период (min) со второй половины XV века до 1671 года (первая присяга царю) независимого КАЗАЧЬЕГО государства (Донской КАЗАЧЬЕЙ республики).
4. Признание факта захватнической военной экспансии (1707 г.) «петровской» Российской империи против суверенного КАЗАЧЬЕГО государства, результатом чего стало уничтожение его независимости и насильственное включение земель Донской КАЗАЧЬЕЙ республики и ее уцелевшего от физического уничтожения населения в состав и подданство Российской империи.
5. Признание факта проводимой в течение трех столетий политики насильственной ассимиляции, геноцида и дискриминации в отношении КАЗАЧЬЕГО народа со стороны Российской империи и ее преемников.
6. Признание факта религиозных гонений и насильственной религиозной ассимиляции в отношении этнических КАЗАКОВ со стороны Московского Патриархата Русской Православной Церкви (РПЦ МП).
Осознание того, что отношения с РПЦ МП и другими религиозными конфессиями должны строиться с соответствии со здравым смыслом и Конституцией Российской Федерации, декларирующей свободу совести и вероисповедания ее гражданам.
7. Признание факта продолжающейся дискриминации КАЗАКОВ по национальному признаку, выражающейся в не признании их отдельным этносом и отказе в праве на национальное самоопределение в составе Российской Федерации.
8. Четкое осознание того, что:
- создание независимого КАЗАЧЬЕГО государства вне Российской Федерации сегодня просто невозможно;
- перспектива возрождения и выживания КАЗАЧЬЕГО этноса связана только с восстановлением незаконно уничтоженной в ходе политических репрессий XX века КАЗАЧЬЕЙ национально-территориальной автономии в составе России;
- добровольный «исход» КАЗАКОВ со своих родовых земель за границу, предлагаемый некоторыми теоретиками КАЗАЧЬЕГО возрождения - кощунство по отношению к памяти принимавших муки и погибавших за эту землю предков;
- КАЗАЧЬЯ национально-территориальная автономия при благоприятных условиях и активности самих КАЗАКОВ может, в соответствии с российским законодательством, добиться статуса субъекта Федерации - национальной республики;
- КАЗАЧЬЯ национально-территориальная автономия (или национальная республика) - это часть гражданского общества с институтами государственной власти и местного самоуправления, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, а не Уставами реестрового «казачества».
9. Осознание того, что КАЗАЧИЙ этнос - это не прямые и «чистые» в антропологическом и лингвистическом отношении потомки населявших Дон и Приазовье меотов и танаитов или замеченных и зафиксированных историей там же (но в разное время) скифов и сарматов, готов и гуннов, хазар-тюрков и половцев, других «корней» генеалогического дерева, «выращенного» учеными-исследователями КАЗАЧЬЕЙ истории. И не «ветви» того самого дерева, символически олицетворяющие не единство, а разделение единого «ствола-этноса» по территориальному признаку.
КАЗАЧИЙ этнос - это сам «ствол», единое, самобытное, автохтонное КАЗАЧЬЕ население Дона, Терека, Кубани, Урала, Днепра, Приазовья, ассимилировавшее прокатившиеся через него «волны» вышеназванных и многих других, менее известных и малочисленных народов, впитавшее в себя часть их культуры, обычаев и традиций, языков и наречий.
Окончательно КАЗАЧИЙ этнос сложился к моменту формирования его государственности, т.е. к середине второй по¬ловины XV века и нет никаких оснований и необходимости «копать» глубже, в поисках каких-то неизвестных его «корней».
10. Осознание того, что упование на Закон «О реабилитации репрессированных народов» (который, якобы, подразумевает реабилитацию КАЗАЧЬЕГО народа) и на результаты Всероссийской переписи населения 2002 года (которые, якобы, однозначно зафиксировали национальность «КАЗАКИ») - бессмысленно, так как:
Во-первых, законодатель, раскрывая понятие «репрессированные народы», скорее всего, не случайно употребил формулировку «казачество», а не «КАЗАКИ» или «КАЗАЧИЙ народ (этнос)», что дало чиновникам при исполнении закона применять принцип «закон — что дышло...». Ведь, если подходить формально, то закон ничего не говорит о КАЗАКАХ-народе. А в отношении «казачества - исторически сложившейся культурно-этнической общности (кстати, в законодательстве Российской Федерации значение этого понятия отсутствует)» у российской власти - «все хо-ро-шо, все хо-ро-шо!».
Во-вторых, не надо обманываться: в официальном алфавитном перечне национального состава, в соответствии с результатами Всероссийской переписи населения 2002 года, КАЗАКИ (вместе с поморами, которые не признают себя не только «русскими», но даже «славянами) зарегистрированы после «русских» — как их «субъэтнос».
Поэтому признание КАЗАКОВ самостоятельным этносом должно достигаться другим путем, а именно: проведением ряда конкретных мероприятий, которые в рамках законодательства о национальном самоопределении могут быть расценены как национальная самоидентификация и коллективное волеизъявление части населения Российской Федерации, относящей себя к КАЗАЧЬЕМУ этносу.
1 1. Понимание необходимости определения фактической численности представителей КАЗАЧЬЕГО этноса на территории Российской Федерации и четкое представление о том, что исключительно добровольная, фиксированная национальная идентификация КАЗАЧЬЕГО населения может быть проведена не только во время Всероссийской переписи населения, но и в рамках создаваемых КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий, имеющих статус общественных организаций с фиксированным персональным составом. Представление каких-либо документальных подтверждений принадлежности к КАЗАЧЬЕМУ этносу осуществляется только в добровольном порядке. Сама идентификация позволяет оценить достоверность официальных результатов Всероссийской переписи населения.
12. Понимание того, что очередное автоматическое объединение в КАЗАЧИЙ «колхоз» всех, кто носит КАЗАЧЬИ шаровары с лампасами, по делу и не по делу поминает Бога и громче всех орет: «Любо!», заранее обрекает КАЗАКОВ на дальнейшую деградацию. Объединяться должны только этнические КАЗАКИ-единомышленники.
И, наконец, все попытки объединения КАЗАЧЬЕГО этноса будут обречены на очередную неудачу, если не будет создан механизм объединения - основанная на демократических принципах и, в то же время, на жесткой дисциплине, единых правилах поведения для всех участников, легитимная и обладающая статусом правосубъектности в сфере национального самоопределения общероссийская общественная (естественно - не реестровая) организация, способная реализовать все вышеперечисленные принципы. Сегодня такой организацией может быть только общероссийская структура КАЗАЧЬИХ национально-культурных автономий.
4. Зачем казакам национально-культурные автономии?
Вряд ли кто-то будет оспаривать, что основным признаком сформировавшейся этнической общности (народа) служит ее (его) стремление к своему национальному самоопределению в рамках либо своего независимого национального государства, либо в составе (как минимум - в форме национально-территориальной автономии)другого суверенного государства.
«Точкой отсчета» и «базовыми» основаниями для признания отдельного этноса в современном международном праве («силовые» методы, например, национально-освободительные войны и восстания, не рассматриваются) даже сегодня, в условиях возможного упразднения ООН, спровоцированного «косовской проблемой», служат зафиксированные, документально оформленные факты:
- индивидуального волеизъявления граждан в части добровольного отнесения себя к определенной этнической общности;
- коллективного волеизъявления этих граждан посредством их добровольного объединения в общественную, имеющую статус юридического лица, организацию (предполагается, что международное сообщество или государство в составе которого находится сформировавшийся или не признанный этнос, выполняя общепризнанные международные нормы, не чинит ему в этом необоснованных и незаконных препятствий);
- создания постоянно действующего Представительного органа этой организации;
- публичного заявления (Декларации) соответствующего этноса на государственном и международном уровнях о своем праве на национальное самоопределение и намерении отстаивать это право и бороться за него всеми предусмотренными законными и доступными средствами.
Естественно, что это касается только вновь формирующихся или до сих пор не признанных этносов, к которым (по нынешней ситуации) относятся и этнические КАЗАКИ.
Ситуация эта характеризуется еще и тем, что сегодня очень многим искренним сторонникам национального КАЗАЧЬЕГО возрождения хотелось бы проигнорировать факт непризнания органами государственной власти права этнических КАЗАКОВ на их реабилитацию и национальное самоопределение в составе Российской Федерации. Именно этим объясняется их бездеятельность в части обеспечения вышеуказанных «базовых» условий достижения цели, а также совершенно безосновательные ссылки на, якобы, уже свершившийся факт безоговорочного признания КАЗАКОВ (как народа) Законом «О реабилитации репрессированных народов» и подтверждение этого Всероссийской переписью населения 2002 года.
Необоснованность этих надежд и претензий заключается в том, что:
- Закон «О реабилитации репрессированных народов» не касается напрямую КАЗАЧЬЕГО этноса, так как термин «казачество», примененный законодателем в словосочетании «.... и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности - например, казачество», в современном законодательстве - это интернациональное некоммерчес¬кое объединение одетых в КАЗАЧЬЮ форму (а чаще - в обычный «камуфляж») граждан Российской Федерации, изъявивших желание нести некую «государственную и иную службу», которая на практике сводится к совместному с МВД патрулированию и охране садов и огородов. Понятия «культур¬но-этнической общности» в российском законодательстве просто не существует.
- Анонимная форма Всероссийской переписи населения 2002 года исключает возможность проверки и подтверждения ее опубликованных официальных результатов, которые, поэтому, не являются подтверждением факта волеизъявления конкретных граждан в части отнесения их себя к КАЗАЧЬЕМУ этносу и не могут быть доказательством в суде.
Как известно, после упразднения Миннаца национальными вопросами в Российской Федерации (в отсутствие Совета национальностей) ведает Министерство регионального развития.
В то же время, единственной в российском законодательстве организационно-правовой формой общественной организации, создаваемой по признаку этнической принадлежности, действующей в сфере защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития, является НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ (далее - НКА) - форма экстерриториального национально-культурного самоопределения для этнических общностей, находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующих административных территориях и механизм формирования национального самосознания, консолидации и объединения разобщенного этноса.
Что все это означает на практике, в применении к репрессированному и не признаваемому сегодня российским государством КАЗАЧЬЕМУ народу? Почему КАЗАКАМ для их признания народом необходимо создание и государственная регистрация именно КАЗАЧЬИХ НКА, а не другого вида КАЗАЧЬИХ общественных объединений (КАЗАЧЬИХ обществ государственного реестра, КАЗАЧЬИХ культурных центров, КАЗАЧЬИХ общин, КАЗАЧЬИХ общественных этнических орга¬низаций)?
Ответ - в законодательстве Российской Федерации: все вопросы сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, возрождения и развития художественных народных промыслов и ремесел, а главное - поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправле¬ния, решаются только через институт НКА.
В соответствии со статьей 7 ФЗ «О национально-культурной автономии» Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам Федеральных НКА, состоящий из делегированных на определенный срок представителей каждой Федеральной НКА, который: осуществляет согласование их деятельности, представляет и защищает в органах государственной власти Российской Федерации культурные и социальные интересы находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующих административных территориях этнических общностей, участвует в подготовке программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы вышеуказанных этнических общностей, осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по существующим национальным проблемам.
При органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам Региональных НКА.
При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам Местных НКА.
Если учесть, что в Российской Федерации зарегистрировано всего лишь 1 6 Федеральных НКА(немцы, татары, евреи, украинцы,корейцы, армяне, азербайджанцы,белорусы, чуваши, литовцы, курды, поляки, лезгины, карачаевцы, казахи, сербы), то понятно, чьи национальные проблемы решаются Правительством России. В регионах и на территориях административных образований преобладают Региональные и Местные НКА 33-х национальностей, среди которых, естественно, доминируют имеющие свои ФНКА. И ни у кого из них не возникает вопроса: а зачем им НКА?
*****
Остановимся подробнее на правах национально-культурной автономии и, в частности, КАЗАЧЬЕЙ национально-культурной автономии (далее - КНКА). Причем, на тех, которые должны обеспечивать ее функциональную деятельность.
1. Не секрет, что главным здесь выступает наличие необходимых для осуществления целей НКА, деятельности их некоммерческих учреждений и организаций помещений. Сегодня такие помещения предоставляются только реестровым КАЗАЧЬИМ обществам. Имеет место откровенная дискриминация по отношению к этническим КАЗАЧЬИМ организациям, не желающим связывать себя с интернациональным сословным «казачеством». ФЗ «О национально-культурной автономии» (ст. 1 8) предусматривает, что:
«Федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут передавать НКА, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».
«Размер оплаты за аренду помещений НКА, их некоммерческими учреждениями и организациями определяется в порядке, установленном для некоммерческих организаций культуры и образования на территории данного субъекта Российской Федерации, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации».
2. В процессе национального самоопределения любого этноса трудно переоценить роль национальных СМИ. При всей «кастрированности» (после многочисленных изменений и дополнений), ФЗ «О национально-культурной автономии» все же сохранил некоторые положения, касающиеся обеспечения органами государственной власти права НКА на освещение их деятельности в средствах массовой информации, а именно (ст. 15):
«Государственные аудиовизуальные средства массовой информации предоставляют НКА эфирное время. Продолжительность, периодичность передач и язык, на котором ведутся передачи, определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и радиопрограмм.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают и поощряют негосударственные средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие НКА возможность освещения их деятельности.
В программах субъектов Российской Федерации финансовой и организационной поддержки средств массовой информации может быть предусмотрена помощь СМИ НКА».
3. Статья 16 ФЗ «О национально-культурной автономии» определяет, что финансирование деятельности, связанной с реализацией прав НКА, осуществляется не только за счет средств самих НКА, их учреждений, организаций, частных лиц, но и за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
4. В соответствии со статьей 1 9 в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав этнических общностей органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предусматривать в региональных бюджетах средства для оказания поддержки НКА (в том числе - для проведения массовых мероприятий в области национальной культуры).
Понятно, что предусмотренное законом участие в обеспечении прав НКА всех уровней органов власти (федеральных, региональных, местных) определяет необходимость создания Общероссийской структуры КНКА: Местные КНКА, Региональные КНКА, Федеральная КНКА.
*****
Теперь - о функциональных обязанностях КНКА, определяющих ее место в процессе национального самоопределения КАЗАКОВ в составе Российской Федерации.
1. Независимо от убеждений, все сторонники национального пути возрождения КАЗАКОВ отмечают необходимость определения достоверной численности КАЗАЧЬЕГО этноса на территории Российской Федерации, предлагая для решения этой задачи различные варианты: от широкой пропаганды перед очередной Всероссийской переписью населения до просьбы («выяснения точного количества КАЗАКОВ») к властям.
Так вот, в рамках структуры КНКА эта задача решается автоматически, поскольку членство в КНКА — фиксированное. Остается только уточнить состав КАЗАЧЬИХ семей. Эти сведения, оформленные в виде персональных заявлений членов КНКА, а также удостоверения личности членов КНКА с указанием национальности «КАЗАК» являются фактом индивидуального волеизъявления граждан Российской Федерации, самостоятельно определивших свою национальную принадлежность.
2. Учредительные документы КНКА (от Местных - до Федеральной) - это факт коллективного волеизъявления объединившихся представителей КАЗАЧЬЕГО этноса.
3. Подготовка и проведение КАЗАЧЬИМИ НКА Съезда КАЗАЧЬЕГО народа, выбор его Представительного органа и принятие Декларации о своем национальном самоопределении в составе Российской Федерации ~ обеспече¬ние «базовых» оснований этого права.
4. Не вызывает сомнения, что процесс будет сопровождаться судебными тяжбами, в ходе которых КАЗАКАМ предстоит доказать свое право на национально-культурное самоопределение в рамках КНКА и свой статус правопреемника репрессированного КАЗАЧЬЕГО народа. Этого можно добиться только массовым созданием КНКА в большинстве регионов традиционного и компактного проживания КАЗАЧЬЕГО этноса, их государственной регистрацией и открытыми судебными процессами по отдельным незаконным отказам в государственной регистрации, объединенными затем в общее производство с широким привлечением прогрессивной российской общественности и международных судебных и правозащитных организаций.
Без обеспечения этих «базовых» оснований САМИМИ КАЗАКАМИ все упования на Бога (Он помогает только тому, кто сам что-то делает) и на признание конституционных прав репрессированного КАЗАЧЬЕГО народа властью, а также ожидание помощи со стороны международных правовых организаций - бесполезны. И отрицать это может только полный дурак или откровенный враг.
*****
Будущее есть только у того, кто не только об этом думает, но и все для этого делает. Если рассмотреть этот жизненно важный принцип по отношению к проблеме сохранения этносов, населяющих сегодня Россию, то можно выделить из общей массы (около 140 национальностей и 30 этнических групп - по результатам Всероссийской переписи населения 2002 года) группу наиболее социально активных этносов, конкретными действиями доказывающими свое право на достойное существование сегодня и претендующих на гарантированное будущее, даже независимо от их численности и того, что многие из них уже имеют свои национально-территориальные образования в составе России, либо за ее пределами.
Проанализируем это на примере использования ими своего конституционного права на национальное самоопределение в рамках экстерриториальной системы национально-культурных автономий: