ГЛАВНАЯ
 
 
НАМ ПИШУТ
Как русский медведь проспал черкесский вопрос

Авраам Шмулевич
Цикл «Кровь Красной Поляны» – продолжение


«Скажешь – дремлет Пентагон?
Нет, не дремлет!
Он не дремлет, мать его, он на стреме!
Как завелся я тут с пол-оборота:
- Так и будем сачковать?!
Так и будем?!
Мы же в счет восьмидесятого года
Выдаем свою продукцию людям!
А мне говорят:
- Ты чего,- говорят,-
Орешь, как пастух на выпасе?!
Давай,- говорят,- молчи,- говорят,
Сиди,- говорят,- и не рыпайся!
А я говорю, в тоске говорю:
- Продолжим наш спор в Москве,- говорю!
…Проживаюсь я в Москве, как собака.
Отсылает референт к референту:
- Ты и прав,- говорят,- но, однако,
Не подходит это дело к моменту».
Александр Галич

«Кто мудр? Тот, кто видит зарождающееся» – говорится в Талмуде (Трактат «Пиркей Авот»). Активизация интереса к Черкесскому вопросу на Западе началась задолго до объявления 4 июля 2007 года на 119-ой сессии МОК города Сочи как места проведения Зимней Олимпиады.
В середине марта 2008 г. черкесская делегация впервые появилась в зале Генеральной ассамблеи ООН. Пока – в качестве сопровождающих выступление черкесского танцевального ансамбля. «Клуб первых леди ООН», во главе с Бан Сунн-Таек – супругой генерального секретаря ООН, провел в зале Генеральной ассамблеи ООН культурный вечер, посвященный международному женскому дню. В числе прочих выступавших был и адыгский ансамбль народного танца «Нарт» из Нью Джерси.
Черкесскую делегацию представила публике Хелен Юсфи, председатель комитета
«Женщины за мир», первая леди Алжира в ООН. «История знает народ,живший долгие годы на склонах Кавказа. Большинство из них были изгнаны с Родины, подобно листьям, унесенным сильным ветром и разбросанным по всему миру. Сегодня они здесь с нами, в зале Генеральной ассамблеи ООН. Они представляют раненый народ, отказывающийся исчезнуть в ночи и тумане забытых наций. И сегодня они возвращаются в свет. Дамы и господа, я представляю вам черкесов» – сказала она.
Как сообщил официальный пресс-релиз, по окончании концерта, представители черкесских общественных организаций «имели возможность пообщаться с организаторами концерта и работниками ООН».
Этой встрече предшествовала целенаправленная работа, проводившаяся на протяжении более чем десяти лет.
«Мировая политика» начала присматриваться к «черкесскому вопросу» еще с конца прошлого тысячелетия.
Впервые на международный уровень вопрос черкесского геноцида вынесла Международная черкесская Ассоциация (МЧА), штаб-квартира которой находится в Нальчике. Через несколько лет после этого исторического события МЧА была взята под контроль тогдашним президентом Кабардино-Балкарии Коковым и превратилась в вполне управляемый придаток властных структур КБР, но в 90-е годы это была грозная сила. Основателем МЧА стал выдающийся ученый-юрист, видный советский государственный деятель и черкесский политик, проф. Юрий Калмыков – председатель Конгресса кабардинского народа (ККН), основатель саратовской школы гражданского права, редактор действующего сегодня гражданского Кодекса РФ, председатель Комитета по законодательству Верховного Совета СССР, позднее ректор Российской школы частного права, министр юстиции РФ и член Совета безопасности РФ. Вплоть до его кончины в 1997 г., и еще пару лет после, вплоть до «операции поглощения», проведенной властями, МЧА играла ведущую роль в жизни черкесов, сформировала повестку национальной политики.
15 – 17 июля 1997 года базирующаяся в Голландии авторитетная Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO – Организация наций и народов, не имеющих представительства) на своей пятой сессии приняла специальную «Резолюцию по положению Черкесского народа». Она была принята по представлению Международной Черкесской ассоциации (МЧА) и гласила: «Черкесский народ был частично уничтожен во время русско-Кавказской войны в 19-м веке, и 90% оставшихся в живых были насильственно депортированы в Турцию, Иорданию и Сирию; В течение длительного периода нация подвергалась геноциду; Живущий вне родины черкесский народ испытывает трудности с сохранением своего языка, культуры и идентичности;
Исходя из этого, мы обращаемся к Российской Федерации и мировому сообществу с призывом признать геноцид черкесского народа, который имел место в 19 веке, и предоставить черкесскому народу статус изгнанной нации.
Призываем Российскую Федерацию предоставить черкесам двойное гражданство, как России, так и соответствующих стран;
Призываем Российскую Федерацию гарантировать черкесскому народу возможность вернуться на свои исторические земли».
28.05.1998 г. представитель Международной Черкесской Ассоциации Теувеж Казаноко (Teuvezh Kazanoko) поставил вопрос геноцида черкесов и проблему репатриации черкесской диаспоры на IV Сессии комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека в рабочей группе по меньшинствам (Женева, Швейцария).
Мировое академическое сообщество бывших «советологов», а ныне «специалистов по СНГ» начало вспоминать про черкесский геноцид еще лет десять назад.
Характерно, что предыдущий всплеск интереса к истории черкесов произошел в Англии и пришелся на конец 1940-х – начало 1950-х годов.
Тогда был опубликован ряд исследований по дипломатическо-шпионской активности британцев на черкесском фронте» Кавказской войны. (Напрмер: Peter Brock. The Fall of Circassia: A Study in Private Diplomacy. IThe English Historical Review, Vol. 71, No. 280 (Jul., 1956), pp. 401-427; Charles Webster. Urquhart, Ponsonby, and Palmerston. The English Historical Review, Vol. 62, No. 244 (Jul., 1947), pp. 327-351). Это было начло холодной войны, когда британская разведка пыталась активизировать сепаратистские движения в различных национальных регионах СССР, оказывала им военную и дипломатическую помощь.
Интерес к проблеме в западной СНГ-логии возобновился на рубеже тысячелетия.
В 1999 году видный американский советолог Stephen D. Shenfield опубликовал в вышедшем в Оксфорде сборнике «Исследования по войне и геноциду» статью «Черкесы: забытый геноцид?» (Shenfield, Stephen D. The Circassians: A Forgotten Genocide?, 1999; article from «Studies on War and Genocide», Vol. 1, in The series «War and Genocide», Oxford and New York: Berghahn Books, 1999). (В числе прочих работ Шенфельда стоит выделить его книгу о современном русском национализме «Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements», где в перечне фашистских организаций фигурирует ЛДПР Жириновского и НБП).
В 2006 году эта пионерская статья Шенфельдя о черкесском вопросе была переиздана, также в Оксфорде, в другом сборнике «Массовое убийство в истории» (‘The Massacre in History’).
Он же опубликовал в феврале 2007-м года в американском он-лайн бюллетене, посвящённом ситуации в России «Johnson’s Russia List» ( No. 37) статью «Вопрос черкесского геноцида» («THE ISSUE OF THE CIRCASSIAN «GENOCIDE«). А специальный № 42 «Johnson’s Russia List» за май 2008 г. был целиком посвящён черкесскому вопросу. («SPECIAL ISSUE: THE CIRCASSIANS«).
В 2004 г. во влиятельном нью-йоркском журнале «Global Politician» вышла статья «Черкесский геоцид» («The Circassian Genocide«), написанная финским ученым, сотрудником финского Управления по иммиграции и специалистом по Турции и Кавказу Антеро Лейтцингером (Antero Leitzinger). Работа Лейтцингера примечательна и тем, что это – тоже одна из первых ласточек, ознаменовавших приближение черкесской весны, одна из первых статей новой волны западного интереса к черкесскому геноциду. Первоначально она была напечатана ещё в 2000-м году в финском журнале «The Eurasian Politician» (The Eurasian Politician – Issue 2, October 2000).
Эти перепечатки вышедших ранее статей на тему «черкесского геноцида» являлись проявлением оживления интереса к вопросу.
Пол Гобл (Paul Goble), ныне ведущий западный специалист по черкесской проблеме, сделал 15 июля 2005 г. на Радио Свобода репортаж о черкесской проблеме (он был опубликован также в качестве статьи) «Черкесы требуют у России извинений за геноцид 19-го века» (Circassians Demand Russian Apology For 19Th Century Genocide). В нем говорилось об обращении в Госдуму 1 июня 2005 г. (к обращению было приложено более 500 архивных документов – «свидетельств царских генералов, других военачальников, непосредственно руководивших уничтожением адыгских селений, истреблением их жителей») «Черкесского Конгресса» (Адыгея) под руководством Мурата Берзегова с просьбой выразить «свое отношение к этому вопросу» (т.е. геноциду черкесов).
Наконец, в 2007 г. вышла большая историческая статья «Северо-Кавказский барьер. Черкесское сопротивление России», опубликована она была в сборнике с красноречивым заглавием «Северо-Кавказский барьер» под редакцией известного специалиста по российскому Кавказу, Средней Азии и исламу Марии Беннигсен-Броксоп (Paul B. HENZE. THE NORTH CAUCASUS BARRIER. CIRCASSIAN RESISTANCE TO RUSSIA. ‘The North Caucasus Barrier’, edited by Marie Bennigsen Broxup, published by HURST & CO. 2007.)

Автор этой статьи – на тот момент сотрудник РАНД-Корпорейшн Пауль Хензе (Paul B. Henze), специалист по проблема Кавказа и Турции. Хензе – не профессиональный историк, но профессиональный дипломат и сотрудник ЦРУ, он бывший американский посол в Эфиопии и Турции и сотрудник Совета по Национальной Безопасности, на момент написания статьи о черкесском геноциде – вице-президент American-Georgian Business Development Council – «Американо-грузинского совета по развитию бизнеса, участник многих международных и американских миссий на Кавказ, в Чечню, Абхазию, Дагестан, Грузию. Поэтому то, что Хензе посвятил теме «черкесского геноцида» большую подробную историческую работу (32 страницы) – весьма показательно.
Вопрос черкесского геноцида и депортация рассматриваются и в вышедшей в 2008 г. монографии американского профессора Уолтера Ричмонда «Северо-западный Кавказ: Прошлое, настоящее, будущее» (Walter Richmond «The Northwest Caucasus: Past, Present, Future». Routledge Press, 2008).
Присматриваться к «черкесскому вопросу» начал и Евросоюз. Так, в 2007 году благодаря гранту Евросоюза и по заказу Федерации Кавказских Хасэ Турции, был снят документальный фильм о современной жизни адыгской диаспоры под названием «Возродившиеся из пепла». Эта картина приняла участие в ряде кинофестивалей.
Наконец, в течение 2007-2008 годов в университетах США состоялись три крупные научные конференции и ряд семинаров, посвященные теме «черкесского геноцида» – предвестники ведущейся сейчас «войне конференций» по черкесской теме. Первая конференция «Черкесы: прошлое. Настоящее и будущее» («THE CIRCASSIANS: Past, Present and Future») прошла 21 мая (в «День черкесского геноцида») 2007 г. в Вашингтоне на базе The Jamestown Foundation, была организована этим фондом совместно с организацией американских черкесов The Circassian Cultural Institute и продолжалась полный рабочий день.
Вторая конференция «Россия и Черкесы: внутренняя проблема или международный вопрос?» (Russia and the Circassians: An Internal Problem or an International Matter?») прошла 8 апреля 2008 г. в Гарварде (The Carr Centre for Human Rights Policy, Harvard University) и также длилась полный рабочий день, состав докладчиков на ней отличался от вашингтонской конференции, в основном обсуждались научные доказательства геноцида черкесов.
Третья конференция «Объединенная Черкесия. Строительство нашего будущего» (Embracing Circassia, Building Our Future) прошла 13 апреля 2008 г. в Университете Уильям Патерсон в штате Нью-Джерси (William Paterson University. Wayne, New Jersey), где проживает самая большая в США компактная черкесская община. Конференция, в некотором смысле, повторила Гарвардскую, но носила менее академический характер. Состав докладчиков различался лишь на несколько человек, однако представленные презентации носили более политически-актуальный характер, так как аудитория была, в основном, представлена черкесами эмигрантами.
Кроме крупных конференций в США за 2007 – 2008 год прошел и ряд семинаров: в Университете Принстон, Университете Кеннан, под эгидой Эмнисти Интернейшинэл и пр.
Таким образом, тема была заявлена и введена в западный научный оборот – то есть проделана необходимая подготовительная работа, делающая возможным, при желании, серийное выделение грантов на большие исследования. А также на политическую актуализацию приводимых в них исторических сведений.
Вся эта, ведшаяся годами активность, оставалась абсолютно неизвестной в России – за исключением тогда еще не очень широкого круга черкесских национальных активистов. Русский медведь за толстыми кремлёвскими стенами безмятежно проспал черкесский вопрос, оставаясь глухим так же и к требованиям собственных подданных-черкесов.
О том, как реагировали в те же годы на «черкесский вопрос» российские власти – в следующем очерке.

....................................................................................................
Комментарий:

Раввин Шмулевич (в девичестве Никита Сергеевич Демин) явно лукавит и не договаривает правду, хотя очевидность изложенной им концепции неоспорима - посеять хаос и в без того хаотизируемый Северо-Кавказский регион РФ. Тем паче, что Шмулевич участвует в проекте некоего ростовского Института трансформации Кавказа, занимающегося фактическим планированием и прогнозированием событий уже на построссийском и постславянском Кавказе. Хорошо бы казакам Донской казачьей республики выяснить, что это за контора у них под боком. Да и прокуратуре и ФСБ по Ростовской области есть чем заняться вместо того, чтобы преследовать своих же - сторонников ДКР, выдвигающих справедливые требования по наведению порядка на Дону, казачьей реституции и фактической \"декоммунизации\" региона. Я сам являюсь жителем Северного Кавказа. К тому же все мои предки - черноморские, а затем кубанские казаки, которые, по мысли уважаемого раввина, вместе с русскими регулярными частями и творили этот самый черкесский геноцид. Кавказ знаю непонаслышке и никак не отношусь к тем, кто, подобно Шмулевичу, любит его на расстоянии. Все же хочется посоветовать раввину заняться более конструктивными делами, к примеру, геноцидом индейцев в США и водворением их из резерваций на прежние территории, отнятые у них англо-саксами, или поддержкой белых техасских сепаратистов. Кстати, почему бы раввину не напомнить другой, чуть более поздний геноцид на Юге России и Северном Кавказе, устроенный во многом его соплемнниками из верхушки ВКП (б) и вошедший в историю под названием расказачивания, длившийся реально до 1933 г. и плавно перешедший в раскулачивание и голодомор. Давайте все же разберемся заодно и с этим геноцидом, почтенный рэбе. Да и нас, казаков, по последней переписи из просочившихся данных оказалось более семи миллионов, и мы тоже можем потребовать земли Казачьего Присуда, к сожалению, частью совпадающие с территориями, куда раввин собирается репатриировать (а фактически вселить) черкесов из зарубежья. В данной ситуации я абсолютно уверен, что Кремлю для своей же безопасности необходимо заняться решением прежде всего казачьего вопроса на Северном Кавказе, и тогда порядок на этой земле будет обеспечен, а не играть в поддавки и признавать инспирированные англо-саксонским закулисьем претензии черкесской диаспоры в период, когда Москва отягощена выплатой огромных контрибуций за лояльность горских республик. Эдак можно докатиться и признать геноцид ногайцев или карачаевцев на Северном Кавказе, а также прочие \"циды\", на которые нам укажет господин Шмулевич. Вот только о беспощадных опустошительных набегах горцев, начиная с конца XVIII и до второй половины XIX столетия, на казачьи станицы Черномории и Кавказской линии (эти набеги уже тогда напоминали откровенные этнические чистки) абсолютно умалчивает раввин: понятно - это же не геноцид, а национально-освободительное движение во имя Османской Империи и Ее Величества Королевы Великобритании. Кстати для сведения раввина: основная масса казачьих и русских крестьянских поселений по Западному Кавказу в ту пору располагалась не в пределах черкесских земель, а на правобережье Кубани, где имело место быть лишь одно адыгское поселение Гривенско-Черкесское, составленное из горцев, лояльных России и переселившихся из Закубанья. Именно жестокие нападения немирных черкесов на правый берег Кубани и вызвали последующую стратегическую казачью колонизацию левобережья по  рр. Урупу, Лабе, Белой, Губсу (1845-1864 гг.)... Причем черкесам предложено было переселиться на плодородную прикубанскую равнину левого берега, что и сделали те из них, кто не пожелал покидать Кавказ; остальные - ушли в Турцию. Горные \"трущобы\", оставшиеся после эмигрировавших в Турцию или спустившихся на равнину черкесов уже осваивали казаки. Я так понимаю, что раввин предлагает, чтобы казаки и русские отдали эти \"трущобы\", ставшие станицами и селами, репатриируемым черкесам. Но почему бы Израилю не вернуть тогда земли, отнятые у палестинцев, обратно их прежним хозяевам? Давайте будем поборниками  справедливости до конца и не станем применять к другим двойных стандартов, а то ведь сам Шмулевич собирается строить Израиль от Средиземного моря до Персидского залива, от Иордана до Тигра и Евфрата (карту такого Израиля можно увидеть на сайте возглавляемой им гиперсионистской партии). Что касается лично уважаемого раввина, то хочу напомнить ему слова Святого Пророка Осии: "Посеяв ветер, пожнут бурю" (Ос. 8: 7). С другой стороны, приглашаю его к конструктивному сотрудничеству: заняться признанием казачьего геноцида в международном аспекте и озаботиться репатриацией на эту территорию христианского казачьего народа, а не мусульман, куда более, чем мы, враждебных к соплеменникам уважаемого рэбе. Так что желаю обратить внимание нашего талмудиста на другое зарождающееся, гораздо более перспективное явление - вольное казачье движение, ставящее своей целью воссоздание в составе Русской Державы некогда существовавшего государственно-территориального образования Дона, Кубани и Терека или Казачьего Присуда. С другой стороны, хочется напомнить раввину-кавказоведу, которому крайне неймется поучаствовать в постславянском обустройстве и ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИИ Юга России, слова Григория Мелехова, обращенные к пьяному английскому офицеру, оказавшемуся в частях Добрармии под Саратовом: \"Не лезь к нам, милый человек, а то тебе здесь  накостыляют\".

Алатыян Ляшок,
правнук лиц, по версии Шмулевича занимавшихся геноцидом черкесов: 2-го начальника (атамана) станицы Тульской (Егерукаевской) и судьи станицы Баракаевской Майкопского отдела Кубанского казачьего войска. Обе станицы - бывшие горские \"трущобы\".

Hosted by uCoz