ЧАСТЬ II
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ КАЗАЧЬЕГО ЭТНОСА
ГЛАВА I
ОТ БОСЛОРСКОГО ЦАРСТВА ДО «СМУТНОГО ВРЕМЕНИ*
/. Природа Дона в древности
Исторические и археологические данные свидетельствуют, что до XVIII века долины Дона, его притоков и значитель-ная часть нынешних степей, особенно по правому берегу Дона, были покрыты широколиственным лесом. Дионисий (I век до н. э.) в своем «Землеописании» сообщает:
«Посреди беспредельного леса впадает Танаис в угол Меотиды, отделяя Европу от Азии, к западу Европа, к востоку Азия».
О существовании большого леса на правом берегу Дона, в его низовьях в XIII веке свидетельствует французский монах ордена францисканцев - миноритов Вильгельм-де-Рубрук. О лесах на левом берегу Дона в его низовьях в XV веке свидетельствует венецианский предприниматель Иософат Барбаро.
Это обстоятельство признается и авторами «КБТД»:
«Вдоль рек росли дремучие леса: дубы, вязы, клены, ясени, грабы, тополя, дикие яблони были оплетены цепким плюющем, между ними теснились кусты колючего терновника, калины, бузины, крушины... Там скрывались дикие звери, оттуда выскакивали стада быстроногих диких коз, туда, ища тени, убегали сайгаки, там хоронились хищный барс, медведь и волки, оттуда выбегали пугливый заяц и красная лиса».
Изобиловал лес и благородным оленем, который в степях не водился. В Дону, его притоках и многочисленных озерах было изобилие рыбы и водоплавающих птиц. В лесостепи водились ныне вымершие предки домашних коров - туры, в степях - гепарды и занесенные ныне в «Красную книгу» дрофы. Степи покрывал роскошный убор высоких трав, в котором даже всадник утопал как в зеленом море.
До XVIII века использование донских лесов не превыша¬ло их естественного восполнения. После завоевания Донской республики Россией началось интенсивное вырубание донских лесов «лесными командами», о чем сообщает академик Санкт-Петербургской академии наук Гильденштедт, посетивший Дон в 1773-1774 годах. Многовековые дубы шли на изготовление паркетных полов дворцов, мебели, бочек и кораблей русского флота. В XIX веке остатки донских лесов были выжжены при освоении земель под пашни и луга, что подтверждается документами Войска Донского того времени. В верховьях Дона леса пошли на выплавку чугуна и стали. Донские леса способствовали сохранению КАЗАКОВ, в трудные времена укрывая их от врагов. Одной из целей уничтожения донских лесов со времен Петра I было лишение КАЗАКОВ естественной среды обитания и закрепление Дона за Российской империей.
2. Древнее население донских лесов и степей
На Дону с эпохи Бронзы жили потомки древнего АРИЙСКОГО народа АС(АЗ)-САКОВ - КАЗАКИ. В языковом и антропологическом отношении это был единый народ, но условия его жизни были разными. Живущие у лесистых берегов рек и озер умели делать лодки и жилища, умели охотиться и ловить рыбу. Они первыми, стали заниматься земледелием, выращивать злаковые культуры.
Живущие в донских степях были скотоводами. Они умели изготовлять повозки (их АРИЙСКИЕ предки первыми в мире начали изготовлять и применять боевые колесницы) и юрты, обладали навыками отгонного и кочевого скотоводства, разводили и использовали лошадей для верховой езды.
В эпоху Бронзы, в конце второго тысячелетия до н.э. у донских КАЗАКОВ, обладавшим строительным опытом своих АРИЙСКИХ предков, возникли первые города, ставшие колыбелями донской цивилизации. В них появилась первая в мире фонетическая письменность, пришедшая от индоевропейского народа — пеласгов.
Особенно много КАЗАЧЬИХ городов возникло в низовьях Дона по его правому берегу и на донских островах. От кочевников они были отгорожены лесом, но это не спасало их от нашествий, о чем свидетельствуют воткнувшиеся в их стены наконечники стрел нападавших кочевников. Вряд ли это может свидетельствовать в пользу версии некоторых ученых о близком этническом родстве КАЗАКОВ и степных кочевых народов (скифов, сарматов и др.)
Кочевники ограничивались только набегами. Поселиться в лесах они не могли, поскольку не могли пасти в них свои стада. Население степей часто менялось вследствие кочевого образа жизни и возможности быстрого передвижения по степям, тогда как лес способствовал постоянному проживанию на одном месте.
Археологические данные подтверждают формирование различных культуру КАЗАКОВ и живших рядом с ними кочевников.
В середине первого тысячелетия до н.э. в степях жили по правому берегу Дона вытеснившие кочевников-киммерийцев кочевники-скифы, а по левому — кочевники-сарматы. Население же донских лесов не было ни скифским, ни сарматским, а было самобытным донским - КАЗАКАМИ. Греки называли их ТАНАИТАМИ (ДОНЦАМИ).
В то время у Азовского моря, кроме танаитов, жило много других племен, говоривших на диалектах индоевропеской группы языков (в том числе - на славянском), которым греки дали собирательное название «меоты», что в переводе с древнегреческого означает «болотцы» (жители болотистых мест). По названию этого народа было названо море, у которого эти племена жили - «Меотида» (Меотское море).
Многие историки в своих публикациях идентифицировали КАЗАКОВ-ДОНЦОВ со скифами или сарматами. Это было следствием фальсификации истории царскими политиками и историками, лишавшими КАЗАКОВ их корней. Одним из следствий этой фальсификации было определение всех ДОНСКИХ (КАЗАЧЬИХ) курганов скифскими или сарматскими. Так, курган Хохлач был определен ими, как сарматский. Курган датирован первым веком н.э., когда сарматы жили уже по обоим берегам Дона. Но они жили в степях. На Бирючьем Куте, где располагался курган, была степь, но это был неболь¬шой островок степи на водоразделе между Тузловом и Аксаем, окруженный лесом, простиравшимся от Дона до водораздела между Тузловом и Кундрючьей. Сарматы не могли гонять свои стада через десятки километров леса на этот островок степи. Хозяевами Бирючьего Кута были танаиты (КАЗАКИ-ДОНЦЫ).
Особенно много курганов сосредоточено около древних донских городов, что, само по себе, свидетельствует об их принадлежности. Танаитскими являются также все курганы, находящиеся в поймах Дона и его притоков, например, Бешеный курган у Хорсеева лимана.
3. КАЗАКИ - танаиты в Боспорском царстве
В VII веке до н.э. греки по соглашению с местным скифским царем Аэтом на месте современного города Керчи построили храм во имя Бога Солнца Аполлона. Возникшее у храма поселение было названо Аполлония. Вскоре на противоположной стороне Керченской бухты было основано другое греческое поселение — Мирмекий, что на древнегреческом языке означает «Муравейник». Такое название было дано потому, что жителям Аполлонии с высоты горы Митридат жители Мирмекия напоминали муравьев.
Со временем грекам стали известны сказочные рыбные богатства Боспора Киммерийского, как тогда называли Керченский пролив. Через несколько десятилетий в Аполлонии возникла рыбопромысловая инфраструктура - рыбозасолочные цистерны, промысловый флот. Аполлония превратилась в крупнейшего и богатейшего в античном мире поставщика рыбных продуктов. Аполлония стала чеканить собственную монету.
В то время среди греческих колоний существовало несколько Аполлоний, что создавало путаницу. Поэтому Аполлония Таврическая была переименована в Пантикапей, по-древнегречески: «Рыбный город». К этому времени на Боспоре возникли и другие города. В 480 году до н.э. они объеди¬нились, образовав Боспорское царство. Его столицей стал Пантикапей.
Уже в период существования Аполлонии греки стали приплывать на Дон. Они вступали в торговые связи с танаитами и селились в их городах. Греческие колонисты в основном состояли из фетов - наименее обеспеченного разряда греческого общества, не имевшего перспективы разбогатеть в Греции. Наиболее крупным торговым городом на Дону стала Алопекия, находившаяся на острове Алопека (Лисьем острове) в дельте Дона, на месте Елизаветинского городища. Историки ошибочно определили его как «Первый Танаис».
Боспорские цари, начиная с Левкона I, стали присоединять меотские племена к Боспорскому царству. Последними в него вошли танаиты.
Основным экспортным товаром танаитов была рыба, почему греки дали морскому пути в Приазовье название «Пантикапаэтон» (Рыбный путь). Постепенно греки стали торговать и с кочевниками — скифами и сарматами, основным экспортным товаром которых была кожа, что запечатлено в греческих названиях этих народов (ски - шкура, сарматы-сыромяты). Греки поставляли жителям Подонья различные товары своих ремесленников.
Объем торговли с кочевниками возрастал. В III веке до н.э. греки основали на правом коренном берегу дельты Дона греческий город Танаис. Положение Танаиса было более выгодным, чем Алопекии, поскольку приезжавшим на торги скифам не приходилось переправляться через Дон. В то же время танаиты основали свое поселение на левом коренном берегу дельты Дона, где было удобно торговать с сарматами, которые по своей культуре были ближе к танаитам, поскольку вытеснившие киммерийцев скифы были недавними пришельцами. Город был назван Сугров, что на славянском языке означает «Город на горе». Такое название могло быть дано только первыми поселенцами из низменной поймы. Есть аналогия. Когда в 1805 году казаки переселились из находившегося в пойме Дона Новочеркасска на Бирючий Кут на высоком коренном берегу Дона и испытали трудности, они говорили: «Построил Платов город на горе, казакам на горе».
Заселяли Танаис и Сугров выходцы из Алопекии, на что указывает установленное археологами одновременное резкое сокращение численности населения Алопекии. Перенос мест торговли с острова на коренные берега способствовал резкому увеличению объема торговли. Выгодное положение Танаиса скоро превратило его, по выражению историка Страбона, в «самое большое после Пантикапея торжище варваров».
Греческая колонизация принесла Подонью греческую культуру. На Дону создавались высокохудожественные барельефы. Из музыкальных инструментов была лира, название которой сохранено в названии бывшего у казаков инст¬румента «рила». Во времена позднего средневековья, когда в Германии были созданы органы, а в Италии ~ непревзойденные скрипки, на Дону изготовление музыкальных инструментов не получило развития по причине милитаризации и блокады. В этих условиях были созданы только шедевры песенного творчества.
4. Первый период независимости КАЗАКОВ
После завоевания Греции Римом сопротивление римской экспансии возглавил понтийский царь Митридат VI Евпатор. Движимый общегреческим патриотизмом, боспорский царь Перисад V превратил свое царство в надежный тыл Митридата. Война с Римом нарушила торговлю и требовала больших затрат, что повело к снижению жизненного уровня боспорцев и вызвало их недовольство. В этой обстановке в 107 году до н.э. Перисад добровольно передал свое царство Митридату, за что вскоре был убит. Митридат подавил сопротивление боспорцев и, опираясь на экономический потенциал Боспорского царства, еще несколько десятков лет вел борьбу с Римом.
После поражения и гибели в 63 году до н.э. в Пантикапее преданного своим сыном Фарнаком Митридата центр сопротивления Риму переместился на Дон. С этого времени Дон стал полностью независимым от вассальных Риму боспорских царей. Столицей образовавшегося Донского государства, основанного на принципах стал Танаис. К Донскому государ¬ству были присоединены жившие по берегу Меотиды соседние меотские племена.
В конце I века до н.э. под давлением римлян боспорский царь Полемон совершил карательный поход на Дон и разорил Танаис, однако, полностью подчинить танаитов боспорским царям не удалось. Донское государство продолжало существовать в составе Боспорского царства на правах автономии до нашествия готов, о чем свидетельствует Страбон, который сообщает, что ближайшие к Танаису меоты подчинялись ему, а не Пантикапею. Танаис был восстановлен и еще более надежно укреплен. В нем появилась значительная этническая группа танаитов - КАЗАКОВ.
5. КАЗАКИ в период начала Великого переселения народов
В 40-х годах III века с берегов Балтийского моря к берегам Понта, как тогда называли Черное море, началось переселение германских и славянских племен. Наиболее многочисленным из них было германское племя готов. Готы расселились по северным берегам Понта, создав под руководством своего вождя Германориха свое государство. Часть готов под руководством Фарсанза вторглась в пределы Боспорского царства.
Подойдя к первой линии боспорских укреплений у крепости Илурат, Фарсанз потребовал у боспорского царя Рискупорида IV разрешения на поселение готов в пределах Боспорского царства. Получив отказ, готы взяли штурмом Илурат и перешли первый оборонительный вал. Взяв штурмом крепость второй линии укреплений Тиритаку, готы перешли второй вал и подошли к стенам Пантикапея. Осознав бесполезность сопротивления, Рискупорид принял ультиматум Фарсанза. По соглашению он оставался царем, а Фарсанз становился его соправителем. Готы получили места для поселения. В их распоряжение переходил боспорский флот. В Пантикатее были отчеканены монеты с изображением двух царей - Рискупорида и Фарсанза.
Масса переселившихся готов нуждалась в прокормлении. Завладев флотом, но, не имея навыков торговли, они занялись пиратством. Города Понта и Средиземноморья были ими разграблены. В результате полностью прекратилась торговля. В Боспорском царстве готы стали господствующей этнической группой. Их действия покрывались приказами самого боспорского царя. Неповиновение грозило разорением городов и репрессиями в отношении непокорных. Готы изымали запасы продовольствия, чем обрекали на голод местное население. Доведенные до отчаяния грабежами, танаиты - КАЗАКИ были вынуждены уйти в леса. Согласно данных VI Донской археологической конференции, археологами было отмечено резкое увеличение плотности населения донской дельты в этот период. Опустевший Танаис был кем-то подожжен и сгорел дотла. 140 лет он пребывал в запустении.
После прихода готов в Пантикапей сопротивление им возглавил КАЗАЧИЙ вождь Бус. Готы нанесли Бусу поражение, но не смогли продвинуться дальше черноморского побережья Северного Кавказа. На кургане близ Пятигорска была найдена статуя Буса, созданная, по определению археолога XIX века А.С. Уварова, в IV веке. Бус изображен с крестом ранних христиан, в кожаных латах, сшитых полосами. В те времена КАЗАКИ-ТАНАИТЫ и родственные им меотские племена были расселены по всему Северному Кавказу.
Готы со временем восприняли культуру Боспорского царства. Среди них распространилось христианство. Гот Ульфила крестил готов и перевел Библию на готский язык. Постепенно восстанавливалась торговля и жизнь в донских городах. В них появились и готские поселенцы.
6. КАЗАКИ в период нашествия гуннов
В 371 году пришедшие на Дон из Центральной Азии степные кочевники гунны, смели кочевавших в донских степях сармато-алан и скифов, сокрушили существовавшее в Северном Причерноморье и Приазовье государство готов-грейтунгов, разорили понтийские города и, сея смерть и разрушения, прошли по Европе почти до Атлантического океана. Готы после нашествия гуннов сохранились только в лесистых районах Крыма и Дона.
В 451 году на Каталаунских полях, на территории нынешней Франции, гунны были разбиты объединенными силами римлян, франков и вестготов. Вскоре после этого поражения и смерти вождя гуннов Аттилы гуннская держава, простиравшаяся от Западной Европы до Великой Китайской стены, распалась.
На танаитах - КАЗАКАХ нашествие гуннов отразилось меньше, поскольку они могли укрываться в донских в лесах.
Как сообщает римский полководец Аммиан Марцеллин, гуннское войско было исключительно конным. Гунны считали унизительным даже на небольшие расстояния ходить пеш¬ком. Они передвигались по степям. Леса для их конницы были непроходимым препятствием. От их нашествия страдали только города, имевшие открытые подходы.
В это время прекратил существование Чещуев, находившийся при переправе через Дон на его правом берегу в двух километрах ниже впадения в Дон протоки Аксай. В настоящее время это городище, которое ошибочно называют «Кобяковым». Половецкий хан Кобяк там бывал, но это был КАЗАЧИЙ город. КАЗАКИ - танаиты жили в нем и при половцах. Раскопки, проводившиеся на Чещуевском городище археологом А. А. Миллером в 1923-1928 годах, не обнаружили в верхних культурных слоях IV века скелетов людей со следами сабельных ударов или с воткнувшимися наконечниками стрел, как это всегда бывает при раскопках городов, взятых штурмом. Это говорит о том, что жители Чещуева не были истреблены, а ушли. Это была первая эмиграция КАЗАКОВ, совпадающая по времени с основанием далеко на северо-западе (в земле финно-угорского племени чудь, у озера Ильмень) Новгорода.
Если учесть идентичность языка донских КАЗАКОВ и новгородцев, их свадебных обрядов, парламентских систем, то можно предположить, что часть танаитов, ушедших от нашествия гуннов, участвовала в создании Новгородской республики. В те времена парламентские демократические республики были очень редки. Сходны названия воевод: «Атаман» у донских казаков и «Ватман» у новгородцев. Еще одним существенным доводом в пользу версии о переселении донских КАЗАКОВ на Ильмень является существование на Дону озер с названием Ильмень. Одно находится близ станицы Букановской на левом берегу Дона. Еще одно - в районе станицы Вешенской. КАЗАКИ расселились и на псковскую землю, куда принесли Православие.
Во время первой казачьей эмиграции возникли первые КАЗАЧЬИ поселения в землях финно-угорских племен: меря, жившего по рекам Москве, Клязьме и в верховьях Волги и мурома, жившего на Оке. На это указывает, например, то, что в народной памяти нынешних жителей глухих северных деревень сохранено название «каганники» (пришедшие от кагана), возникшее на основе праславянского (индоевропейского) языка, которое могло быть только у КАЗАКОВ, живших в тех местах еще до Хазарского, а, возможно, и Тюркского каганата.
В период нашествия на Европу гуннов в ней произошли большие демографические сдвиги. В степях население сократилось, а в лесных регионах, благодаря высокой в то время рождаемости, возросло.
7. КАЗАКИ в Тюркском каганате
В возникшем после распада гуннской державы Тюркском каганате проживала большая этническая группа КАЗАКОВ. Часть их вышла из лесов в опустевшие придонские степи.
Вниз по течению и вдоль восточного берега Танаитского (Азовского) моря расселялись донские рыбаки, а за ними металлурги и ремесленники. В V - VIII веках они заселили опустевший после нашествия гуннов богатый рыбой и железной рудой Боспор Киммерийский. Пантикапей был КАЗАКАМИ возрожден и получил название Корчев, что означает «Город кузниц».
Заселение танаитами и родственными им меотскими племенами Крыма не встречало противодействия Византии, поскольку, с одной стороны, Подонье, Приазовье и Крым не были территорией Византии, а были лишь объектами ее политико-религиозной экспансии, а, с другой стороны, они были уже в значительной степени эллинизированы и христианизированы, почему, в отличие от западных славян-язычников, греки считали танаитов своими. Об этом, например, свидетельствует Прокопий (VI век), который называет жителей Дона «христианами» и «друзьями Византии».
Будучи союзницей Тюркского каганата в войне с Персией, Византия оказывала на него большое влияние. Это, а также распространенное среди местного населения христианство, облегчило установление на КАЗАЧЬЕЙ земле византийского протектората, который способствовал процветанию населения. В этот период на Дону шло интенсивное строительство христианских храмов. В начале VII века в Сугрове был построен храм Святого Иоанна Предтечи, образ в котором был писан в 637 году. Аналогичный храм, также Святого Иоанна Предтечи, сохранившийся до нашего времени, в это же время был построен в Корчеве. Тогда же в Сугрове был возведен храм во имя Николая Чудотворца. Безошибочно датировать время возведения храма позволяют амфоры, заложенные в его стены в качестве голосников, датированные VI веком, .... а также то, что стены храма сложены из кирпича с белыми прослойками известняка, что характерно для ран¬него византийского храмового зодчества.
На реке Урал в этот период строились деревянные храмы, которые недавно были обнаружены археологами Уральс¬ка в 40 километрах южнее Уральска. Много храмов, впоследствии переоборудованных в мечети, в этот период было построено на Северном Кавказе.
При Тюркском каганате тюркский язык распространился на огромной территории Евразии, что, однако, не повело к утрате донскими КАЗАКАМИ своего языка. Тюркизирована была часть славян Северного Кавказа. Их потомки - балкарцы и карачаевцы.
8 КАЗАКИ в Хазарском каганате
«Задолго до Рождества Христова скифов (с Дона) вытеснили, истребили и поработили пришедшие из Азии хазары»,- сообщает нам «БКТД».
Но Хазарский каганат, возникший в регионе с преобладанием европеидного арийского КАЗАЧЬЕГО населения, выделился из состава Тюркского каганата только к середине VII века. Со скифами к этому времени уже «разобрались» гунны.
В Хазарском каганате КАЗАКИ были равноправной этнической группой, о чем свидетельствует арабский историк X века Истахри, который делил хазар только по чисто внешнему признаку: на белых и черных. В численном отношении белые хазары (КАЗАКИ) были преобладающей этнической группой. Арабский историк первой половины X века Масуди пишет: «Между большими и известными реками, изливающимися в море Понтус, находится одна, называемая Танаис, которая приходит с Севера. Берега ее обитаемы многочисленным народом славянским». Масуди ошибочно отождеств¬ляет КАЗАКОВ со славянами.
Подобных источников много. Это же подтверждают, например, армянский историк Мозес Хоренский, а также Четьи Минеи, где в чтениях на 11 мая, касающихся наших предков, сказано: «Козары, коих греки козарами, римляне же газарами называли, был народ скифский, языка славянского (относящегося к индоевропейской группе яыков), страна же их была близ Меотического озера». Историк, констатируя несомненное существование самостоятельной этнической общности КАЗАКОВ, ошибочно и необоснованно причисляет их к скифам.
КАЗАКИ составляли основу хазарского войска и, как сообщает Масуди, были в страже самого хазарского кагана. Каганы, будучи потомками тюрок, принадлежали к этнической группе черных хазар (карахазар). Вероятно, из белых хазар происходил византийских патриарх Фотий, названный разгневанным императором Михаилом III «хазарской рожей». Известно, что Фотий придерживался прославянской ориентации.
Свидетельства историков подтверждаются археологическими раскопками. Культура КАЗАКОВ прослеживается по всему Дону.
В VII и начале VIII века хазары совершили ряд успешных походов в Закавказье, но в 735 году потерпели поражение от арабов, поход которых в Хазарию возглавил полководец Марван. Каган бежал на Волгу, куда арабы не дошли. Как сообщает историк Табари, победу над хазарами Марван одержал на реке Терек. На терских землях арабы основали свои колонии, положив начало чеченскому народу. Хазары были вынуждены перенести свою столицу из Семендера, находившегося в низовьях Терека, в Итиль, находившийся в низовьях Волги.
Начавшийся арабский геноцид не повел полному истреблению арийского населения. Оно сохранилось на Тереке и в горных районах, частично смешались с арабскими колонистами. У современных чеченцев два антропологических типа - смуглые потомки арабов и светловолосые и светлоглазые потомки арабизированных арийцев.
В 73/ году под давлением арабов каган принял ислам, но в дальнейшем, чтобы не быть в зависимости ни от Халифата, ни от Византии, союзу с которой арабы возражали, каган Обадия в качестве государственной религии принял иудаизм. Ко двору Обадии и последующих каганов стали съезжаться евреи. Иудаистам за 200 лет удалось распространить иудаизм среди бывших тогда язычниками карахазар. В Крыму и Дагестане живут исповедующие иудаизм их тюркоязыч-ные потомки. Иудаизм был распространен и среди небольшой части донских КАЗАКОВ. В начале X I X века царское правительство выселило их потомков с Дона. В Азербайджане есть селение Наримановка Пушкинского района, где живут исповедующие иудаизм потомки донских КАЗАКОВ - «субботники». У них европейский антропологический тип и казачьи фамилии.
Арабское нашествие не привело к полному сокрушению Хазарского каганата. Арабы не могли существенно повлиять на демографию такого огромного государства, как Хазарский каганат. Он вновь превратился в могущественное государство. Многие племена платили ему дань. Из столицы Хазарии - Итили в Киев, за данью к полянам КАЗАКИ-хазары ездили по «Залозному пути», о котором упоминается в Ипатьевской летописи под 1168 и 1170 годами. Залозный путь проходил у Северского Донца по правобережной степи. Большая часть пути проходила рядом с покрытой ивовыми лесами поймой Северского Донца, служившей ориентиром, откуда от слова «лоза» и возникло название «Залозный путь».
Для обслуживания переправ через Дон и Сусат на Залозном пути хазарами была построена крепость Семизкаракел, что в переводе с тюркского языка означает: «Крепкая черная крепость». Семизкаракел имел почерневшие от времени дубовые стены. Другая переправа на пути из Киева в Восточное Приазовье была у города Чещуева, возрожденного в VIII веке. Еще одна была у станицы Цимлянской, где проходила дорога от Итили на Муром, по которой КАЗАКИ-хазары ездили в свои северные колонии. В этом месте, на правом берегу Дона, был город Белая Вежа, где жили обслуживающие переправу люди. Город имел стену, сложенную из белых известняковых блоков. В начале IX века Белая Вежа была разорена мадьярами. В 834 году в пойме реки Дон, на его левом берегу, под руководством византийского инженера Петроны Каматира была построена новая крепость, Она имела мощные кирпичные стены с башнями и окружена водой. По цвету ее желтых стен она была названа «Саркел», что на тюркском языке означает «Желтая крепость». КАЗАКИ сохранили за ней название правобережной крепости - Белая Вежа. Это название сохранили за ней и русские летописцы, знавшие ее с прежних веков. В период диктатуры «пролетариата» Белую Вежу затопили Цимлянским водохранилищем. Будучи христианами (вернее - Православными), белые хазары распространяли христианство (Православие) в своих колониях. Так, в Киеве, в районе, где жили КАЗАКИ-хазары, задолго до принятия христианства Киевской Русью, ими был построен соборный храм Святого Ильи. Христианство распространялось и в их северных колониях, где уже в те време¬на строились христианские храмы.
Как и во времена Тюркского каганата, Византия продолжала оказывать большое влияние на Хазарию. В завоеванной хазарами Крымской Готии, в городе Доросе, ею была создана христианская Митрополия, а во всей Хазарии семь епархий.
До появления государства Русь хазары господствовали над всей Восточной Европой.
9. Завоевание Хазарии Русью
В IX веке земли чуди, славян, кривичей, веси были объединены в государство, получившее название Русь, население которой стало называться «русскими» предположительно (наиболее распространенная версия) по имени («руссы») приглашенной на княжество племенной верхушки одного из скандинавских племен. Ввиду своей относительной малочисленности, рассеявшись на просторах финно-угорских и славянских земель, руссы уже во втором поколении ассимилировались и утратили свой язык, относившийся к группе германских языков, сходный с языками норвежцев и шведов. Сохранились надписи на их «русском» языке на плитах погребений руссов. Даже арабские историки того времени четко отличали руссов от славян.
Основав государство, руссы стали проводить агрессивную политику - отбирать у КАЗАКОВ-хазар их колонии. Русский конунг Синеус захватил часть КАЗАЧЬИХ колоний в земле финно-угорского племени меря, жившего по рекам Москве, Клязьме и в верховьях Волги. Его брат Рюрик взял часть КАЗАЧЬИХ колоний в низовьях Оки, населенных финно-угорским племенем мурома, а воевода Рюрика Олег присоединил к Руси жившее по Оке польское племя вятичей. Уже во втором поколении руссы растворились среди местных угро - финнов и оставшихся жить в захваченных «русскими» колониях КАЗАКОВ-хазар, которых стали называть, в отличие от хазар, живших в Хазарии, «хазары русские», о чем свидетельствует летописец Нестор: «Володеют Козары Русьские и до днешняго дне».
В 882 году Олег, вероломно убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, присоединил к Руси полян, основав государство Киевская Русь. Будучи язычником, он прекратил проводившуюся белыми хазарами-КАЗАКАМИ христианизацию полян. Языком Киевской Руси стал язык полян, на основе которого в дальнейшем сложился украинский язык. В северных хазарских колониях, в землях мери и муромы, утвердился язык первых колонизаторов - белых хазар (КАЗАКОВ), который сейчас ошибочно называют русским. На территории Белоруссии на основе языка кривичей сложился белорусский язык.
Позже для обоснования «законности» захвата Россией Донской республики царскими политиками и историками был сфабрикован миф, согласно которому донские КАЗАКИ - это потомки беглых русских крестьян. На самом деле - все было как раз наоборот. Те русские, которые потом образовали Московское государство, отчасти являются потомками донских КАЗАКОВ, уходивших от нашествий кочевников с Дона в северные леса, населенные финно-угорскими племенами. В эти земли также из Прикарпатья на Оку переселись предки вятичей - род польского князя Вятко. Уже при Хазарском каганате меря, мурома и вятичи были «оказачены».
В былинах, сложенных в X веке, Илья Муромец назван «старым КАЗАКОМ» очевидно потому, что он был потомком КАЗАКОВ, переселившихся в КАЗАЧЬИ колонии с Дона. С Дона было принесено и название родины Муромца - села Карачарово. Муромец был исторической личностью. Его мощи находятся в Киево - Печерской Лавре, в пещере преподобного Антония, именуемой Ближней. Память его совершается 19 декабря.
Итак, донские КАЗАКИ - это автохтонного (исконно местного) происхождения потомки АРИЕВ, а современные русские по своему происхождению — другой народ. У них есть гены донских КАЗАКОВ, они КАЗАКОЯЗЫЧНЫ, но, в основном, это ОКАЗАЧЕННЫЕ угро-финны с небольшой примесью поляков и руссов. Язык, на котором мы говорим, который называют«русским», на самом деле наш хазарский (КАЗАЧИЙ) язык, сформировавшийся на основе ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО языка наших АРИЙСКИХ предков. На этом основании его можно было бы назвать и ТАНАИТСКИМ.
Принятие хазарскими каганами в качестве государственной религии иудаизма и усилившиеся притеснения иудаистами носителей Православного христианства повели к обострению отношений как между Хазарией и Византией, так и между белыми хазарами и правящей карахазарской верхушкой. Этой ситуацией воспользовался киевский князь Святос¬лав. В 965 году он вторгся в Хазарию и одержал победу над хазарским войском, так как КАЗАКИ не поддержали хазарского кагана. Святослав прошел по всей Хазарии и овладел неприступной крепостью Белая Вежа, вероятно, добровольно сданной ее гарнизоном. На месте Хазарского каганата возникло огромное христианское княжество. Править в нем стали киевские князья.
В отличие от язычника Олега, Святослав, сын христианки Ольги, терпимо относился к христианам, хотя, занятый военными делами, сам христианства не принял.
О том, что Ольга была христианкой, косвенно свидетельствует заселение Пскова (родины Ольги) КАЗАКАМИ с Дона в период нашествия гуннов.
Завоевание христианской части Хазарии языческой Киевской Русью оказало существенное влияние на принятие ею христианства в 988 году.
10. КАЗАКИ в Тмутараканском княжестве
Возникновение на месте Хазарии христианского княжества вызвало недовольство мусульман. Воспользовавшись войной Киевской Руси с Византией, Хорезм захватил Итиль. Население Итили было обращено в ислам, что в дальнейшем способствовало распространению ислама вверх по Волге. Столица (теперь уже христианского княжества Киевской Руси) из Итили была перенесена далеко на запад, в город Томаторкань, который русские называли Тмутаракань, находившийся на острове в дельте Кубани, на месте греческого города Гермонасса.
Константин Багрянородный в своем произведении «Об управлении империей», написанном еще до образования Тмутараканского княжества, указывает по середине Керченского пролива остров Атех. Это испорченное греческим произношением древнее славянское слово «Оток», «Отекаемый» речной остров, сохраненное «некрасовцами» до нашего времени.
В 988 году сын Святослава Святой Владимир раздал княжества своим двенадцати сыновьям с их матерями. Тмутараканское досталось его сыну Мстиславу. Мстислав, впоследствии названный Храбрым, с детских лет жил в Тмутаракани. В 1016 году он, в союзе с византийским полководцем Андроником, победил и взял в плен хазарского кагана Георгия Цула, владения которого в то время еще сохранялись в Крыму. В 1022 году Мстислав совершил поход против касогов (абхазо-адыгского племени), жившего в предгорьях Северного Кавказа. На поединке он убил касожского князя Редедю и без боя присоединил касогов к Тмутараканскому княжеству. В 1023 году Мстислав во главе КАЗАЧЬЕЙ дружины выступил против своего брата Ярослава, княжившего в Киеве и в битве на реке Альте, под Лиственном в 1024 году, одержал победу. Ярослав, прозванный в последствии Мудрым, уступил своему брату. В 1026 году граница между Тмутараканским и Киевским княжествами была установлена по Днепру, На севере в Тмутараканское княжество вошли КАЗАЧЬИ колонии с городом Муромом.
Первая половина XI века была благоприятной для КАЗАКОВ. Процветала торговля, строились храмы. В Тмутаракани был построен храм во имя Святой Богородицы. Храмы строились в Чернигове и других городах Тмутараканского княжества.
Но это процветание было недолгим. В 1061 году вТмутараканское княжество вторглись с востока полчища кочевников-половцев. В 1067 году ими был взят Сугров. Половцы переименовали его в Азак, в честь возглавлявшего их огузского полководца Азака ( Огузы - один из трех тюркских народов Средней Азии (наряду с кипчаками и карлуками), сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана между Аральским и Каспийским морями). Тогда же половцами были взяты Чещуев и другие донские города. В верхних культурных слоях поселений низовьев Дона того времени археологи находят следы пожаров и скелеты людей. На Дону половцы не смогли взять только Белую Вежу, поскольку это была неприступная крепость. Беловежцы продержались в осаде еще 50 пет, до 1117 года, когда вынуждены были покинуть свой город и уйти в Киевскую Русь. Очевидно, до этого года половцы не предпринимали серьезных попыток взять город штурмом или измором.
В 1068 году половцы разбили на реке Альте киевское войско и начали разорять русские земли. Жители Донских городов и сел ушли в леса. Часть донских КАЗАКОВ ушла на север, в свои колонии. В этот период, во время второй КАЗАЧЬЕЙ эмиграции, на землях финно-угорских племен меря и мурома возникают, как грибы после дождя, десятки славянских городов Владимиро-Суздальской Руси. Часть КАЗАКОВ ушла в Киевскую Русь. По остроконечным черным войлочным шапкам их там называли «черными клобуками». Часть ушла на острова дельты Кубани, где Тмутараканское княжество в урезанном виде еще продолжало существовать до конца XI века, когда половцы взяли его столицу Тмутаракань.
Усиление русских, завоевание ими Хазарии, гибель Тму¬тараканского княжества были определены более выгодным географическим положением Севера Восточной Европы (где находились и КАЗАЧЬИ колонии) по сравнению с находившимся в лесостепной зоне Тмутараканским княжеством, поскольку Север Восточной Европы, находясь в зоне сплош¬ных лесов, не подвергался нашествиям кочевников, волны которых систематически разоряли земли КАЗАКОВ.
11. КАЗАКИ при половецком владычестве
В результате завоеваний второй половины XI века половцы распространили свое владычество на приазовские и причерноморские степи до Балкан. Восточные половцы обосновались на землях Тмутараканского княжества. Их орды со своими стадами совершали сезонные перекочевки. С октября по апрель они кочевали за Доном, в Сальских и Кубанских степях, а с апреля по октябрь - в степях по Северскому Донцу и в Северном Приазовье. Кроме этих половцев, были западные, перекочевывающие через Дунай. В степях места прогона скота были у степных рек, где можно было поить перегоняемые стада. Сальская орда проходила у реки Сальницы, современной реки Сал, переправляясь через Дон на Семизкаракельских переправах, а Кубанская проходила у реки Дегеи, современной реки Еи, переправляясь через Дон на Чещуевской переправе.
Для обеспечения переправ половцам нужны были люди, оседло жившие на переправах, умевшие строить большие плоскодонные лодки-будары для перевозки скота и телег, умевшие оборудовать причалы и обслуживать переправы. Они начали вести переговоры с КАЗАКАМИ, ушедшими под защиту лесов. Часть их вышла из лесов и вновь заселила Семизкаракел и Чещуев, переименованный в Шурукан в честь половецкого хана.
Большинство КАЗАКОВ не покорилось половцам и осталось в лесах. Богатство природы, изобилие диких животных обеспечивали им возможность выживания. Основным видом питания их в то время было оленье мясо. В то время олени спасли славян, почему в знак благодарности они ввели оленя, пораженного дротиком, в свой герб.
Чтобы не выдавать себя, КАЗАКИ не создавали больших постоянных поселений, а переходили с места на место, «меняли кош», откуда и пошли кошевые атаманы, имевшие опыт устройства на новых местах. Оказавшись под половецким владычеством, они были вынуждены бродить по лесам. Возможно, это было причиной, почему на Руси их стали называть бродниками.
Другое объяснение в том, что КАЗАКИ, верные традициям своих АРИЙСКИХ предков, жили при реках, в том числе и небольших, где были броды, но которых их встречали путники. Русские летописцы и акты упоминают бродников и их города («броднич с месты») с 1146 года. Это название они распространили на весь народ, в том числе и на тех КАЗАКОВ, которые жили в городах. У тех, кто не жил в городах, не было ни собственного производства керамики, ни торговли. Материалами для изделий были дерево и шкуры зверей. Занимались они и рыболовством. По замечанию Рубрука бродники были «народ многочисленный».
«Бродничество», как форма выживания, существовало не только у КАЗАКОВ, но и днепровских славян-полян, а также у славян-тиверцев на Днестре и Дунае. Трудные условия партизанской жизни, какую пришлось вести нескольким поколениям бродников, выработали у них особые качества, способствующие их выживанию. Византийский историк Никита Акоминат в своем произведении, датированном 1190 годом, сообщая сведения о половцах (куманах), упоминает при этом и бродников: «Куманы - народ доселе не порабощенный, негостеприимный и весьма воинственный, и те Бродники, презирающие смерть...».
Греки, зная русских, по сходству языка, уже в то время ошибочно считали казаков русскими.
Половцы боялись заходить в леса. Пережитая катастрофа сделала КАЗАКОВ непримиримыми врагами «поганых», с которыми они находились в состоянии постоянной войны. Кличка «поганые» бытовала на Дону до XVIII века, когда ею называли уже турок.
С готами, оставшимися после их нашествия на Дону и в Приазовье, у половцев установились отношения, основанные на взаимных интересах. Готы были отличными кузнецами.... За золото готы одели в железо «железные полки половецкие», о чем свидетельствует «Слово о полку Игореве».
Отношения половцев с русскими князьями характеризовались постоянной борьбой за благодатные и хлебородные КАЗАЧЬИ степи, взаимными грабительскими набегами, перемириями и заключением родственных связей, что не препятствовало взаимным нарушениям договоров и предательству. При этом абсолютно не учитывались интересы коренного народа - КАЗАКОВ.
Мало того, русские князья враждовали между собой, что облегчало половцам одерживать над ними победы и разорять их земли. Лишь однажды князю Владимиру Мономаху на Долобском съезде в 1103 году с большим трудом удалось объединить русские княжества против половцев.
Выполняя решение съезда, в 1111 году объединенное русское войско совершило большой поход на половцев. В походе также приняли участие войска Владимиро-Суздаль-ской Руси. 24 марта русские встретили половцев на реке Дегее, в районе современной станицы Кущевской. Половцы были разбиты.
Оставив обоз и раненых, русское войско совершило быстрый переход к реке Сальнице, к Семизкаракельским переправам, где встретило другую орду половцев. 11 марта оба быстро двигавшихся бронированных конных войска столкнулись.
«И тресну, аки гром, сразившимася челома»... «и падаху половци пред полком Володимеровым».... «и главы летяху...на землю». Хан Отрок Шаруканович бежал «во Обезы» (в Абхазию). Русские преследовали его до «Железных врат», «приемшю землю их всю». Брат Отрока Сырчан скрылся в степях.
В 1116 году третий сын Мономаха Ярополк совершил новый поход, в результате которого 40 000 половцев ушли через Дарьяльское ущелье в Грузию, где их принял на службу грузинский царь. Половцы помогли ему взять Тбилиси.
Русские не закрепили завоеванной территории. Как видно, поход 1116 года не был столь успешным, поскольку уже в следующем, 1117 году, половцы вернулись. В этом же году Белая Вежа была сдана половцам.
В дальнейшем русские неоднократно совершали походы на половцев, но они не были столь успешными, как поход 1111 года. Случались и поражения.
Так, поражением закончился поход новгород-северского князя Игоря, решающее сражение которого произошло в мае 1185 года на Залозном пути в районе современного города Каменска. Сражение длилось непрерывно двое суток. Половцы имели возможность заменять войска. Русские бросили коней и в пешем строю пробивались к Северскому Донцу, где была возможность спастись в пойменных лесах, но на их пути оказалось озеро, которое им пришлось обходить с боем. Озеро оказалось очень длинным. На третьи сутки, изнуренные непрерывным боем, они все пали.
Вступая в родственные связи с половецкими ханами, признав землю донских славян «землей половецкой», русские согласились с захватом половцами Тмутараканского княжества, чем предали КАЗАКОВ.
Поэтому, когда в 1223 году к Дону подошло монгольское войско Джебе и Субудая, бродники (КАЗАКИ) переправили его через Дон. Кроме того, они выступили на стороне монголов. Войско бродников возглавил воевода Пласкиня. Монголы просили русских не помогать половцам, но русские князья — кровные родственники половцев, после посещения половецким ханом Котяном Киева убили монгольских послов и объединились с половцами.
В битве на Калке 31 мая 1224 года объединенное войско монголов и донских бродников (КАЗАКОВ) одержало победу над объединенным половецко-русским войском. После победы на Калке донские КАЗАКИ вновь перешли к оседлому образу жизни.
12. КАЗАКИ в государстве Золотая Орда
После победы на Калке большая часть потерпевших поражение половцев была частично истреблена и частично отступила на запад, в Киевскую Русь. Монгольское войско вернулось в Восточную Азию на реки Керулен и Онон. На Дону начался новый период в жизни КАЗАКОВ. По берегам Дона и его притоков возникали многочисленные поселки рыбаков, охотников и земледельцев. Столицей образовав¬шегося Донского государства стал Азов. В этот период были установлены связи КАЗАКОВ со странами Западной Европы. Батый нашел на Дону подготовленное союзное государство. Весной 1238 года после завоевания Владимиро-Суздаль-ской Руси монгольское войско хана Батыя пришло в Задонские степи. На землях Дона, Кубани, Терека, Волги и Урала возникло автономное христианское КАЗАЦКОЕ государство в составе Золотой Орды во главе с потомками Чингисхана.
Батый переселил жителей Чещуева с правого, лесистого берега Дона на левый, преимущественно степной, видимо, желая держать их под контролем, но предоставив им, как со¬юзникам и переселенцам, льготы. Новое поселение в честь основавшего его хана получило название Батайск. Летний путь между Азовом и Западной Европой был сокращен на 28 километров.
Батый по отношению к своим союзникам КАЗАКАМ был честен и справедлив. Данные им жителям Батайска льготы соблюдались, о чем свидетельствует Рубрук, побывавший в Батайске летом 1253 года. Жители Батайска жили свободно и богато. Мужчины носили костюмы немецкого покроя, что говорит о связях Дона в тот период со странами Западной Европы. Женщины носили платья, расшитые мехом горностая.
КАЗАКАМИ был заселен и Сугров. Батый относился к ним как к союзникам, ставшим частью народа его государства, но сохранил половецкое название Азак. КАЗАКИ по-своему называли Азак Азовом. Прагматическую политику ханы проводили и в отношении купцов Европы. Генуэзцы уже при Батые основали в низовьях Дона свои рыболовецкие тони, поставляющие икру. На них использовался труд местных рыбаков, живших по берегам Дона в поселках. Эти поселки отмечены на ранних итальянских картах.
Батый либерально относился к русским князьям, клявшимся ему в преданности, выдавая им ярлыки на княжение в княжествах, требуя дани и участия в войнах против западных рыцарей, но карал за обман. В этой обстановке князьям приходилось либо честно служить Батыю, либо с риском для жизни заниматься фальсификациями, раздувая небольшие инциденты до масштабов «битв» и «побоищ».
Так, новгородский князь Александр Ярославич создал миф о битве на Неве. В этом инциденте со шведами, даже согласно летописи, погибло всего 6 человек. Возможно даже, что на самом деле Александр договорился со шведами и они уплыли с миром, но новгородскую дружину встречали с колокольным звоном, а к имени Александра добавили «Невский».
Также был сфабрикован и миф о «Ледовом побоище». В псковском Вече тогда победили сторонники воссоединения с Тевтонским орденом. В Псков был приглашен отряд рыцарей, Александр оказался в трудной ситуации. Он не мог оправдаться перед Батыем и вынужден был выступить к Пскову. Узнав об этом, рыцари из Пскова ушли. Тогда Александр решил закрепить эффект и перешел границу Ордена. Магистр выслал против него отряд рыцарей. Александр вернулся. На этом инцидент был исчерпан. Момент и место фальсификации были выбраны удачно. Проверить подлинность «Ледово¬го побоища» представители Батыя, баскаки, не могли, поскольку лед на Чудском озере вскоре растаял. В немецких хрониках упоминается о переходе Александром границы Ордена, но о столкновении с русскими не говорится, хотя о других сражениях немцы сообщают аккуратно, в том числе и о тех, в которых терпели поражения. В результате работ археологической экспедиции, проведенных на Чудском озере в 50-х годах с применением миноискателей, был найден только один топор, датированный VI веком, вероятно, еще в VI веке упавший с лодки рыбака. Даже если этот инцидент имел место, то его значение непомерно раздуто. В летописи сообщается, что в «Ледовом побоище» погибло 500 человек. В Липецкой битве погибло 15 000, но о ней мало кто знает.
Князь Александр обладал монголоидным питом лица, унаследованным от матери, благодаря чему, вероятно, пользовался расположением Батыя, а также в Каракоруме, куда совершил паломничество. Но, как видно, Батый не во всем ему верил. Александру приходилось подтверждать свою преданность. Спустя несколько лет, когда Новгород не хотел платить дань, Александр пришел туда с золотоордынским войском и сурово наказал его жителей.
Ханы Золотой Орды были религиозно терпимы. Монах Плано Карпини, посланный в Орду римским папой Иннокентием IV в 1246 году, сообщал, что религиозная терпимость в Золотой Орде была предписана законом. В 1261 году в Золотой Орде была учреждена Сарайская (Подонская) епархия. Помимо Православия в Орде существовали и другие конфессии - христианские секты, мусульмане, иудаисты.
В Золотую Орду не было переселения монголов. Монголы, участвовавшие в походах Батыя, вернулись к своим семьям в Восточную Азию. Это подтвердили и генетические исследования. Население степей состояло из потомков половцев, которых стали называть татарами. Потомки Батыя уже говорили на половецком языке. Наиболее многочисленной этнической группой в Золотой Орде продолжали оставаться КАЗАКИ. Демографическая структура Золотой Орды напоминала демографическую структуру Хазарского каганата. В Западной Европе ее в то время по-прежнему продолжали называть Хазарией.
Наибольшего расцвета Золотая Орда достигла к середине XIV века. Процветали города. Создавались шедевры ювелирного искусства, строились отделанные цветным кафелем мечети, чеканились монеты. Хан Джанибек I воспринял культуру КАЗАКОВ. Его жена Тайдула была христианкой и жила в КАЗАЦКОЙ Туле.
Но это процветание было недолгим. В 1348 году в волжских городах Золотой Орды появилась чума. Спасаясь от чумы, в донские степи хлынули массы татар. Это явилось одной из причин Великой Смуты, возникшей вскоре после убийства хана Джанибека I в 1357 году. С 1357 по 1380 год в Орде сменилось 25 ханов. В результате чумы и междоусобиц могущество Золотой Орды было подорвано.
Этим воспользовались вассальные Золотой Орде русские княжества. В 1380 году русский князь Дмитрий, возглавивший объединенное русское войско, вторгся в пределы Золотой Орды и 8 сентября в верховьях Дона, на Куликовом поле, нанес поражение войску темника Мамая. КАЗАКИ по-разному относились к своему положению в Золотой Орде. Но подавляющее большинство из них в связи с принятием Золотой Ордой в качестве официальной религии ислама, сопровождающимся преследованием христиан, выступили на стороне Московского государства.
Поражению золотоордынского войска способствовало нежелание значительной части КАЗАКОВ сражаться против своих единоверцев — русских.
В 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш совершил карательный поход на Русь и сжег Москву. Тохтамыш стал укреплять свое пришедшее в упадок государство и даже решил расширить свои владения за счет владений среднеазиатского эмира Тимура, но потерпел поражение. В 1391-1395 годах Тимур тремя походами сокрушил Золотую Орду и разорил ее города.
Из черепов врагов Тимур насыпал курганы. Так, в Исфагане он приказал насыпать пирамиду из 70 000 черепов.
В третьем походе, в 1385 году, он прошел Дербент, на Тереке разбил Тохтамыша, вдоль Волги прошел к золотоордынскому КАЗАЧЬЕМУ городу Ельцу разорил его, после чего 26 августа повернул к низовьям Дона. Как повествует Шереф-ад-Дин Али Йезди, в Азаке(Азове) он велел предать «Мечу Джихада» всех «неверных», большинство из которых были КАЗАКИ, а дома их ограбить и сжечь. Мусульманское население было отпущено на свободу. В низовьях Дона были разорены и другие города, городища которых недавно были обнаружены археологами. Разорив донские города, Тимур вернулся в Азию.
Русские не воспользовались поражением, которое нанес Золотой Орде Тимур, и еще в течение 85 лет платили ей дань. Только после прихода в Приазовье турок и образования на территории Золотой Орды Ногайской Орды, Крымского ханства и республики донских КАЗАКОВ, русские смогли освободиться от этой зависимости.
13. Возникновение Донской республики
20 мая 1453 года турками-османами была взята столица Византийской империи Константинополь. Турки переимено¬вали его в Стамбул и сделали своей столицей. По Черному морю они сразу проникли в Крым и установили над крымскими татарами сюзеренитет. На Дону в то время уже существовала «Казацкая Орда».
В период Золотой Орды ее КАЗАЧЬЕ население сохранилось в чистоте, как в результате проживания в труднодоступных для кочевников лесных регионах, так и по причине закона Золотой Орды, запрещавшего смешение народов.
После геноцида христиан, проведенного Секайдаром, турки в 1486 году провели среди еще остававшихся на Северном Кавказе христиан и КАЗАКОВ новый геноцид от Черного до Каспийского моря. В этой ситуации на Дону возникло независимое КАЗАЧЬЕ Донское государство, основной наследник Золотой Орды.
14. Турецкая экспансия в Донское государство
В 1471 году турки овладели столицей донских казаков Азовом. Взятие Азова сначала не сопровождалось истреблением КАЗАКОВ. Но в 1503 году, воспользовавшись клеветой на азовских КАЗАКОВ русского царя Ивана III, обвинившего их в грабежах, султан Баязет заковал в цепи их шубашей (атаманов) и отправил их в Крым. КАЗАКИ вынуждены были уйти из Азова, Батайска и других поселений низовьев Дона. Азов был заселен турками, а Батайск татарами, переименовавшими его в Батай. КАЗАКИ перенесли свою столицу в Раздорский городок на острове у впадения в Дон Северского Донца.
Турки из Азова совершали походы на КАЗАКОВ, но каждый раз им не давали закрепиться и они возвращались в Азов. Постепенно граница между Турцией и Донской КАЗАЧЬЕЙ республикой стабилизировалась по Кизитеринской балке, проходящей по восточной окраине нынешнего Ростова. Со временем КАЗАКИ перешли от обороны к натиску на турок. Свою столицу они перенесли ближе к границе, сначала в Нижние Раздоры, у современного города Аксая, а затем в Монастырский городок на КАЗАЧЬЕМ острове.
Сила Донской республики крепла. КАЗАКИ стали выходить в море и опустошать турецкие берега вплоть до Константинополя. Турки замкнули устье Дона цепями, но, в обход турецких цепей, КАЗАКИ прокапали канал, названный Казачьим Ериком, по которому выходили в Азовское море. Выходили они и по Гнилому Донцу и даже по Миусскому лиману, где в камышах прятали свои суда. Из притока Дона Иловли они перетаскивали свои суда в приток Волги Камышенку и по Каспийскому морю совершали походы на турок, живших в Персии. Эти походы по Азовскому, Черному и Каспийскому морям они называли «походы за зипунами», поскольку привозили захваченную у турок одежду и другие товары, в каких из-за блокады турок терпели нужду.
В Донской республике был высокий уровень кораблестроения и морского дела. В морских сражениях донской флот, как правило, одерживал победы над турецким флотом.
/5. Русская экспансия в Донское государство
После распада Золотой Орды КАЗАКИ унаследовали всю территорию в бассейне реки Дон, включая пограничный золотоордынский город Тулу. Однако, Москва, воспользовавшись турецкой экспансией в Донское государство, стала продвигать свои «Засечные линии» на КАЗАЧЬИ земли. Первыми жертвами этой экспансии стали КАЗАКИ, жившие на Верхнем Дону. У истоков Дона русскими был основан город Новомосковск. Царь Иван Грозный проводил хитрую политику, сочетая захваты с доброжелательством. В 1560 году он «освободил их (КАЗАКОВ) во все свои города ездити торговати» (Синодальная летопись), а вскоре Москва продвинула свои границы до реки Воронеж. Многие КАЗАЧЬИ семьи были разделены. В переписке московского Посольского Приказа еще некоторое время упоминались рязанские, мещерские и воронежские КАЗАКИ. Осуществив такой захват, Грозный снова «обласкал» КАЗАКОВ, пообещав им дальше их земли не захватывать.
Несмотря на более продолжительную ассимиляцию русскими, потомки КАЗАКОВ, живущих на Верхнем Дону, например, в городе Данково Липецкой области, до сих пор помнят свои корни. Архитектура домов сел Воронежской области аналогична архитектуре домов низовий Дона, а жители этих сел поют КАЗАЧЬИ песни.
Окруженное со всех сторон враждебными странами -Турцией, Ногайской Ордой, Крымским ханством и, имея ненадежного союзника в лице Московского государства, Донская КАЗАЧЬЯ республика испытывала большие трудности и была вынуждена существовать как военное образование - Войско Донское. Милитаризация и блокада турками налагали бремя на экономику страны, что вызывало недостаток самых необходимых товаров. Москве сначала было выгодно существование буферного государства, защищавшего ее от вторжений с юга, поэтому она оказывала КАЗАКАМ некоторую, но явно недостаточную «помощь». Однако, эта помощь преподносилась как «жалование», что уже предполагало определенную зависимость. Испытывая нужду в товарах, КАЗАКИ закрывали на это глаза. В переписке с Турцией, Ногайской Ордой и Крымским ханством Москва во всем обвиняла КАЗАКОВ, в переписке же с Войском Донским удерживала КАЗАКОВ от нападения на турок и татар.
КАЗАКИ в отношении Москвы проводило более честную и дружественную политику. В 1552 году, «в которое время царь Иван стоял под Казанью... атаманы и казаки ... выходили с Дону и с Волги, и с Яика, и с Терека» и помогли взять Казань. В 1556 году КАЗАКИ под началом походных атаманов Павлова и Ляпуна Филимонова отвоевали у ногайцев Астрахань и подарили ее русским вместе с КАЗАЧЬИМИ землями в низовьях Волги, что позволило русским сразу же, по Каспийскому морю, проникнуть на Терек и Урал, где жило христианское КАЗАЧЬЕ население. Терские КАЗАКИ приветствовали проникновение к ним русских, поскольку это укрепляло их позиции в борьбе с притеснявшими их чеченцами и турками.
Уже в наше время чеченцы и некоторые другие представители горских народов не раз требовали «изгнать с Кавказа пришлое население», т.е. КАЗАКОВ и русских. На самом деле - КАЗАКИ на Тереке являются автохтонным (исконно местным) населением. Пришлым населением на Северном Кавказе являются как раз чеченцы, хотя они и прожили на КАЗАЧЬИХ землях почти 13 веков. На Терек, начиная с XVI века насильно переселяли русских, а с XVIII века - донских КАЗАКОВ, но их поселяли не на землях, занятых чеченцами, а подселяли к тем КАЗАКАМ, которые жили там исконно.
КАЗАКИ жили по всем крупным рекам бассейна Каспийского моря. В эпоху раннего средневековья КАЗАЧЬИ поселения существовали, например, на реке Куре (город Берда), а также и в других местах Закавказья, например, в районе озер Севан и Гокча, где они сохранились и по сей день, известные по всему свету производством особых КАЗАЧЬИХ ковров.
В 1582 году отряд КАЗАКОВ под руководством атамана Ермака завоевал Сибирь, которая была освоена и заселена, в основном, донскими КАЗАКАМИ и их потомками.
Спасаясь от царского и религиозного гнетов, из русских земель в Донскую республику уходили беженцы. Им предоставляли политическое убежище и, несмотря на требование русских об их выдаче, с Дона никого не выдавали. Но это явление было использовано русскими в своих захватнических целях. Был сфабрикован миф, согласно которому донские КАЗАКИ это потомки беглых русских крестьян, которые бежали на пустые места в «Дикое поле», а раз так, то их надо было вернуть Москве вместе с их территорией. На самом деле беженцы приходили не на пустые места, а сотни и даже тысячи беженцев не могли существенно изменить этнический состав многократно превосходившего их по численности коренного КАЗАЧЬЕГО населения. Параллельно продолжался и противоположный процесс заселения КАЗАКАМИ Московского государства. Например, в XVI веке они предложили свои услуги московскому великому князю с тем, что они будут ему помогать в войнах с польско-литовским королем, а за это никто не должен им препятствовать «со своими женами прикочевав, жити у Путивля и слугами быти».
Первая попытка захвата всего Донского государства была сделана при царе Борисе Годунове. При нем, в 1600 году, на Северском Донце у устья Оскола в глубине КАЗАЧЬЕЙ земли была построена крепость Царев-Борисов. В письме Крымскому хану, негодовавшему на столь близкое к его областям поселение, Годунов откровенно писал, что Царев-Борисов воздвигнут для «обуздания» КАЗАКОВ. В то же время он отказал КАЗАКАМ в «жаловании», закрыл границы и отменил привилегии донским купцам, чем замкнул кольцо экономической блокады. Годунов приказал сделать «роспись» угодий занятой земли и распорядился, чтобы воеводы, как только «на том месте укрепятца и город почнут делать», призвали «лучших» КАЗАКОВ и сказали бы им «государево жалование», что царь «велел отдать им, донецким и оскольским атаманам и КОЗАКАМ безданно и безоброшно, и атаманы б и КОЗАКИ по Осколу и по Дону по своим юртам жить и угодьи какими владеть безданно и безоброшно, а государю те оскольские и донецкие атаманы и КОЗАКИ служили и вестей проведывали». Подарив КАЗАКАМ не принадлежащую ему землю, Годунов приказал воеводам разузнать, где расположены их юрты «и с которого юрта атаманы и КОЗАКИ какими угодьи владеют».
Эти и другие недружественные действия московского «союзника» сформировали откровенно враждебное отношение к Годунову казаков, увидевших в грубом вмешательстве в их внутреннюю жизнь не государственную целесообразность, а произвол узурпатора власти «не царского корня», да к тому же еще и татарской крови.
Все это спровоцировало ответную интервенцию Войска Донского в Московское государство в так называемое Смутное время, в событиях которого КАЗАКИ приняли самое непосредственное участие.
16. СМУТНОЕ ВРЕМЯ
В 1598 году, не оставив прямого наследника, скончался царь Федор Иоаннович, последний московский князь - «мономахович», более литовец и поляк, чем «Рюрикович». Занявший престол родной брат его вдовы и фактический правитель при покойном царе - потомок татарского мурзы Чети Борис Годунов, царствовал до своей смерти 13 апреля 1605 года. В борьбе за престол, устраняя потенциальных соперников, Годунов не стеснялся в средствах, подвергая их репрессиям, что, однако, не решило проблемы его права на престолонаследие. В результате после его смерти практически все его близкие родственники и сторонники были уничтожены. Московский престол оказался свободным.
В Москве наступило Смутное время, сопровождавшееся народными восстаниями, иностранными интервенциями, голодом и разрухой.
Знать Московского государства в Смутное время была разделена на два лагеря: иногородние князья искали поддержку у шведов, а московские бояре у поляков. И все они нуждались в союзниках, так как сами были слабы. Именно московские бояре допустили вход в кремль поляков, с их согласия короновали Марину Мнишек, они присягнули Лжедмитрию. Не последнюю роль сыграла Персия в этом вопросе. Торгово-экономические связи польско-литовского государства с ирано-иудейскими купцами после захвата Украины открыли дорогу в Европу арабским и азиатским купцам. Начало Смутного времени на Руси уходит корнями в правление царя Ивана Грозного. Его опричники не погасили разгоревшуюся вражду между польскими и шведскими сторонниками, а еще больше разожгли. Кроме того, поляки претендовали на московский престол по праву кровного родства с царской семьей.
Руководитель Первого ополчения Прокопий Ляпунов, исходя из желания побудить шведов к продолжению совместных военных действий против поляков, вместе с жителями Великого Новгорода согласился посадить на русский трон одного из сыновей шведского короля - герцога Карла Филиппа.
Убежденным сторонником «шведского варианта» был и провозглашенный народным героем князь Дмитрий Пожарский. Свою народную «армию» он приберегал для возведения на престол шведского принца. Поэтому сначала он был более сторонним наблюдателем и активизировал свои действия уже после разгрома поляков КАЗАКАМИ. Он уговаривал бояр, КАЗАКОВ, земских чинов посадить на престол князя из чужого государства.
Однако, «природного царя» Михаила Романова фактически возвело на престол духовенство, уговорившее КАЗАКОВ и выс-тупившее на Земском Соборе в Москве 21 февраля 1613 года от имени, якобы, КАЗАКОВ, которых на Москве все опасались, как единственную тогда реальную силу, побившую поляков.
Земское ополчение, которому сегодня приписывается освобождение Московского государства - это необученное и невооруженное войско, состоящее из жителей города и деревни, мобилизованных на борьбу против польско-литовских интервентов. Некоторые из них несли натуральную земскую повинность: чинили дороги, мосты, перевозили подводами грузы, исполняли почтовую повинность. Земства на жителей накладывали также денежную повинность.
Только профессиональная конница или хорошо обученная пехота, владеющая искусством борьбы против кавалерии, могла устоять против польских легионеров. Слаженность и сработанность воинов требовала длительной подготовки, воинской тренировки, умения чувствовать тактику боя, владеть навыками дальнобойности и меткости. Дисциплина, послушание и полное подчинение — это необходимость для победы с наименьшими потерями. Естественно, все это могли продемонстрировать только КАЗАКИ. Поэтому в ту пору и зародилась на Руси поговорка: «Пришли КАЗАКИ с Дону, погнали ляхов к дому». Поэтому даже поляки называли нового царя «казачьим».
Что касается домыслов о, якобы, корыстных мотивах участия КАЗАКОВ в событиях Смутного времени, то это опровергается фактами.
Когда для обеспечения КАЗАКОВ, осаждающих занятую поляками Москву, из Троице-Сергиевской лавры за неимением денег им прислали в залог церковное облачение, вышитое золотом и жемчугом, они отказались принять эти драгоценности и, терпя нужду и голод, продолжали осаду. А вознаграждение, полученное после изгнания поляков, делили так: одну десятую часть КАЗАКАМ, одну десятую государю, одну десятую церкви, а все остальное - сиротам.
Только те, кто не знал хорошо КАЗАЧЬИХ законов, мог называть их ворами, пьяницами и разбойниками. Да и придумывали о КАЗАКАХ небылицы больше всего те, кто трусливо чужими руками пытался одолеть их.
17. «Природный царь» М. Ф. Романов — загадка Смутного времени
До сих пор оставалось загадкой - почему КАЗАКИ на Земском Соборе 1613 года выступили именно за «природного царя» Михаила Романова. Ведь кроме польских и шведских королевских домов были и отечественные претенденты на русский престол: «Князи же и боляря московский мысляще изобрати на Росию царя из вельмож боярских и изобраша седмь велмож боярских: первый князь Ф. И. Мстиславский, вторый князь И. М. Воротынский, третий князь Д. Т. Трубецкой, четвертый И. Н. Романов, пятый князь И. Б. Черкасской, шестой Ф. И. Шереметев, седьмый князь Д. М. Пожарский, но и осьмый причитаючи князь П. И. Пронской».
Некоторый свет на это судьбоносное для будущей Российской империи решение проливает комментарий историка И. П. Буданова челобитной, направленной Московскому царю донским атаманом Игнатом Бедрищевым (1632 г.), в которой говорится: «...да меня же.... послали ото всего Войска к тебе, государю, к Москве с отписками, что мы служим и прямим тебе, государю, ПО ТВОЕМУ, государеву, крестному целованию правду».
Как понять эту фразу - «по твоему, государеву, крестному целованию»? По какому это «государеву крестному целованию» донские КАЗАКИ «служили и прямили ему»?
Получается, что донской атаман Игнат Бедрищев в своей челобитной несомненно напоминал новому Московскому царю о каком-то крестном целовании, о какой-то присяге, данной им, ибо писать непосредственно царю о несуществующем его крестном целовании атаман Бедрищев просто не мог.
В вышеприведенной фразе «темным» местом представляется слово «по твоему»: «по твоему, государеву, крестному целованию». Как его понимать: сам ли государь дал в чем-то донским КАЗАКАМ крестное целование или он сам представил КАЗАКАМ крестоцеловальную запись, по которой они сами ему в чем-то обязались, или же, наконец, это крестное целование было взаимным, обоюдным?
Первый и естественный смысл слов «по твоему» прямо указывает на то, что это Московский царь дал донским КАЗАКАМ в чем-то присягу. Если бы донские КАЗАКИ дали присягу царю, то атаман Бедрищев так бы и написал - «по НАШЕМУ крестному целованию», но тогда бы и Московскому царю и отцу его, патриарху Филарету, не было бы никакой нужды требовать от них крестного целования, однажды уже данного. Об этой их присяге царь и патриарх хорошо помнили бы, ведь это было 18-19 лет тому назад.
И сами донские КАЗАКИ в своей отписке царю (26.05.1632 г.) не стали бы перечислять всех своих служб Московским царям, (начиная с похода под Казань), от Грозного до Годунова, сопровождая все эти перечисления словами - «не за крестным целованием», то есть свободно, не по присяге, не по обязательству.
Так же незачем им было бы напоминать в той же отписке царю и патриарху и о том, что «крестного, государи, целования на Дону, как зачался Дон казачьими головами, не повелось».
Эпоха Смутного времени в Московском государстве изучалась российскими учеными под углом зрения, что преодолели ее сами московитяне с помощью так называемого народного ополчения дворян, горожан, крестьян. «А КАЗАКИ если не сочинили Смуту XVII столетия, то значительно ее распространяли»,- подчеркивал казакофоб И. Забелин.
Но здравый смысл и сегодня еще не подтвержденные документально сведения говорят о том, что существовало какое-то тайное предварительное соглашение КАЗАКОВ с группой московской элиты во главе с рязанским епископом о возведении на Московский престол династии Романовых.
Косвенным подтверждением этому может служить то «писание», которое атаман Межаков положил на стол перед князем Пожарским, покрыв его своей саблей. Писание это было родословной «природного царя» Михаила Романова.
Могли ли сами донские КАЗАКИ составить эту родословную? Вне всякого сомнения - нет! Для ее составления необходимо быть сведущим в делах подобного рода, располагать нужными материалами. Следовательно, этот факт косвенно указывает на контакт донских КАЗАКОВ в указанной группой московских политиков и представителей церкви.
Поэтому вполне логично предположение о том, что за выдвижение и решительную поддержку своей кандидатуры новый Московский царь (или его отец) дал донским КАЗАКАМ клятвенное обещание как гарантию благодарности в будущем за оказанную услугу.
Если учесть практически одновременно произошедшие события (спустя год после возведения династии Романовых на Московский престол): перевод КАЗАЧЬИХ дел в Посольский приказ, титул «Великое» Донского войска, пожалование ему Знамени - все это наводит на мысль об исполнение ранее данных КАЗАКАМ обещаний, скрепленных крестным целованием нового Московского царя, чего (как, впрочем, и обратного) документально доказать пока невозможно.
ГЛАВА II
КАЗАКИ И ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ «ДОПЕТРОВСКИЙ» ПЕРИОД