ГЛАВНАЯ
 
 
КАЗАЧИЙ  СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
 
Э
ЭВАРНИЦКИЙ Дмитрий Иваиович — родился в 1856 г.; ар­хеолог и казачий историк. Бу­дучи сыном деревенского дьякона из Харьковской губ., су­мел все же добиться высшего образования; учился в Харь­ковской гимназии и окончил курс университета там же на историко-филологическом фа­культете. После этого посвя­тил себя научной деятельности и в своих исследованиях занял­ся почти исключительно прош­лым Днепровских Казаков. Ре­зультаты его раскопок на зем­лях Запорожской Сечи опуб­ликованы в "Трудах ХШ-го Ар­хеологического съезда в Екатеринославе в 1905 г.", Моск­ва 1907. Кроме того, множест­во его статей появилось в га­зетах и журналах, а отдельны­ми изданиями вышли: "Исто­рия Запорожских Казаков" в 3-х томах (1892, 1895 и 1897 годон), "Запорожье в памят­никах старины и в преданиях народа", 2 тома, С. Петербург, 1888 г. "По следам Запорож­цев" С. Петербург, 1898 г., "Сборник материалов по исто­рии Запорожских Казаков" по данным Екатеринославского архива и большая карта "Воль­ности Запорожья".

Некоторые его работы о Ка­заках имеют оттенок художе­ственной беллетристики, и критики находят в них чрезмер­ную идеализацию сурового за­порожского быта.

В 1902 г. Э., по приглаше­нию Губернского Земства, за­нял место заведующего Екатеринославским Историческим музеем, который его старания­ми обратился в один из луч­ших музеев Украины. В 1932 г. он был избран членом Украин­ской Академии Наук, а через два года уволен на пенсию и передал музей новому заведу­ющему-коммунисту. Умер в 1940 году.

ЭКЗОПОЛИС — город указан­ный на картах: Птоломея (II в. по Р.X.), Меркатора (XVI в.) и капитана Смита (1603 г.); помещался на месте нынешне­го Калача, в районе Волго-Дон­ской Переволоки.

ЭМИГРАЦИЯ — переселение с родной земли в чужой край под давлением обстоятельств политического, экономическо­го (в поисках заработка), или религиозного характера.

В многовековой казачьей истории Э. явление довольно частое. Наши богатые земли привлекали к себе и кочевни­ков и оседлых соседей, вырос­ших в могущественные госу­дарства. Под непреодолимым давлением тех и других, Каза­ки не раз были вынуждены

массово покидать свои корен­ные "старожитные" земли на Дону и Сев. Кавказе, свое "Ста­рое Поле" и удаляться от за­воевателей в чужие страны.

Первая казачья Э., известная истории, это переход от своего Томаторканского княжества, под давлением Половцев, глу­бже в Кавказские горы или в лесостепи Подонья, Северщины и Поросья. Днепровские славяне прозвали их Черными Клобуками и Черкасами; зна­чительная часть их укоренилась при Днепре и позднее из­вестна в качестве Запорожских Казаков.

Следующая казачья Э. прои­зошла в результате разрух и междуусобий в Золотой орде, перед началом XV в., когда большинство оседлого подонского населения должно было удалиться на южные, восточ­ные и северные окраины Руси. Эта Э. продолжалась до нача­ла XVI в., после чего Казаки начали изгонять со Старого Поля своих прежних покори­телей Татар и возрождать там оседлую жизнь.

Очередная казачья Э. с До­на в турецкие владения на Кав­казе была связана с вынужден­ной присягой московскому го­сударю и преследованиями "старой веры". В гг. 1671-1675 многие Казаки - старообрядцы устремились на Кубань. В 1709 году они пополнились тысяча­ми Некрасовцев, уходивших от зверств карательной экспе­диции князя В. Долгорукова.

Тогда же в Турции нашли безопасное пристанище 8 тыс. Запорожцев с гетманом Мазе­пою. По тому же пути в 1776 г. ушли тысячи других Запорож­цев после разгрома русскими войсками их Низовой респуб­лики. Через 17 лет большинст­во из них возвратилось в поки­нутое их далекими предками Приазовье под именем Черно­морских Казаков.

Причиной последней много­численной казачьей Э-ции по­служил насильственный захват казачьих земель войсками но­вой московской соввласти и связанные с этим зверские на­силия. В этом случае десятки и сотни тысяч казачьих эмигран­тов устремились на запад дву­мя волнами: в 1920 г. и в 1945 году (см. Лиенц). Те, кому удалось избежать выдачи Ста­лину, разместились по многим странам Старого и Нового Све­та в качестве политических эмигрантов.

ЭНТА, ЭНТОТ — та, тот там вдали, в стороне.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — собра­ние сведений по различным от­раслям знания, расположенное в алфавитном порядке; Э. бы­вает "общая", которая обни­мает, по возможности, все от­расли человеческого знания, и "частная" — только по отдель­ным специальностям, напр. Э. историческая, Э. техническая, Э. медицинская и т. п.

ЭПОВ А. П. (уссур.) — офицер с дипломом Восточного Ин­ститута по Восточному отделу; 1918-19 г. сподвижник Ус­сурийского атамана Калмыко­ва, но с 1920 г. его противник.

ЭТТА — Как его? Употребля­ется для выражения неуверен­ности, необходимости еще по­размыслить.

ЭФЕС — рукоятка холодного оружия; общекавказский эфес шашки, принятый и у Казаков, как правило, открыты без ох­ранной дужки и даже без кре­стовины, защищающей кисть руки, оправлен металлом и ча­сто украшался серебром золо­том и дорогими камнями. Тип сарматский, в старину приня­тый у Запорожцев, имел толь­ко крестовину из цветного ме­талла.
 
 
СЛОВАРЬ
Hosted by uCoz