ГЛАВНАЯ
 
 
КАЗАЧИЙ  СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
 
И
ИБН БАТУТА (1304-1377) — арабский путешественник; оставил сочинение, имеющее большое значение для исто­рии нашего Востока.

ИВАНОВ Николай Мак­симович (куб.) - рожд 1859 г., ст. Исправной; генерал от инфантерии; во время Пер­вой Мировой войны - коман­дир 3-го Кавказского корпуса; оставался в кубанских рядах до 1920 г., когда ушел в эмиграцию. Умер 1-го мар­та 1935 г. и погребен на клад­бище г. Скоплье (Югославия).

ИГЛА-ЦЫГАНКА - боль­шая игла для пошивки меш­ков.

ИГРАТЬ ПЕСНИ - петь песни.

ИГРЕНЕВЫЙ - масть конь светло-рыжий с белыми гри­вой и хвостом.

ИГРЕЦ - злой дух, нечи­стая сила.

ИДЕ - где, так же как в древнем церковно-славян­ском языке.

ИЖДИВЛЯТЬ (некр.) - расходовать.

ИЗВАРИН Иосиф Захаро­вич (дон.) - рожд. ок. 1885 г., ст. Гундоровской. Оставшись сиротой, с детства пробивал себе дорогу в жизнь само­стоятельно; выучился грамо­те и стал хорошим ремеслен­ником, но семнадцати лет покинул станицу и в поис­ках приключений прошел всю Сибирь; попав на Амур, охотился там на тигров. Служить призван в донскую ар­тиллерию и с Первой Миро­вой войны вернулся домой ст. урядником. Во время борьбы за Дон состоял в Гундоровском полку, славил­ся мужеством и необычайной меткостью в стрельбе. Про­изведен в офицерский чин, но стал инвалидом с пере­битыми ногами. Когда Дон­ская армия отходила на Кав­каз, И. отказался эвакуиро­ваться, а перед тем, как ста­ницу должны были занять враги, он и его жена Дуня взобрались с пулеметом на один из ближайших курга­нов и встретили колонну красных жестоким огнем. В ответ началась артиллерий­ская стрельба и они были разорваны снарядами на ку­ски (по данным ген. И. Н. Коноводова).

ИЗВОЛОК - скат, пологий подъем.

ИЗОК (некр.) — саранча, ку­знечик.

ИЛЕК - левый приток реки Урала.

ИЛЕЦКАЯ ЗАЩИТА (оренб.) - старинный казачий городок на р. Большая Ельшанка; знаменит богатыми соляными залежами, по при­близительному определению 74 миллиарда пудов; они раз­рабатывались Казаками уже в XV столетии; от 1744 г. И. 3. причислена к губернии Оренбургской и в начале XX в. считалась заштатным го­родом с населением в 15 тыс. душ.

ИЛЕЦКИЕ КАЗАКИ (урал.) - остатки Волгских Казаков-старообрядцев, пе­реселенных из под Самары на речку Илек в 1735 г.; че­тыре станицы И. К-ков при­надлежали к первому полко­вому отделу Уральского ка­зачьего Войска и служили в полках вместе с Уральцами; однако уральские старожилы не считали их вполне свои­ми, по той причине, что они переселены в бассейн Урала по распоряжению русской власти; илецкие станицы не принимались в войсковую общину и не получили права участвовать в общественном рыболовстве Нижнего Урала.

ИЛЕЦКИЙ ГОРОДОК (урал.) - казачье поселение на р. Илек в 160 клм. от Уральска; 10 тыс. жителей, 6 школ, 1 библиотека, 2 ле­чебницы.

ИЛОВАЙСКИЙ Алексей Васильевич (дон.) - генерал, Донской атаман (1821-1827). После десятилетней боевой службы ген. И. назначен в 1820 т. членом «чернышевского» Комитета для состав­ления Положения об устрой­стве Войска Донского. В следующем году, по представ­лению ген. Чернышева, он получил назначение на пост Донского атамана. Министр Чернышев дарил его полным доверием и поддержкой, хо­тя и держал при нем посто­янного соглядатая тайного советника Болгарского; но атаман приобрел в нем свое­го недоброжелателя после то­го, как подал докладную за­писку о недостатках нового Положения. Записку свою ген. И. поднес собственно­ручно Николаю Первому во время его коронации 10 ав­густа 1826 г. В ней он до­кладывал, что при составле­нии нового законоположе­ния Комитет был лишен воз­можности руководствоваться требованиями жизни; что не был составлен предваритель­но полный свод всех уста­новлении и обычаев Донских Казаков, существовавших до того времени и приобревших уже силу закона, что Коми­тет вовсе не имел их в виду и даже не сделал о них за­проса; что применяемые в жизни предположения Ко­митета Оказались «не со­образными с порядком ве­щей или противоречащими пользам края, а в некоторых случаях и вовсе невозмож­ными к исполнению».

Атаман И. просил высо­чайшего повеления, чтобы «Положение еще рассмотреть с большим вниманием чле­нам, избранным всем войсковым обществом».

По требованию Нико­лая 1-го, ген. Чернышев дал свой отзыв на записку ата­мана. В длинных объяснени­ях он обвинял Войсковое начальство в стремлении от­тянуть введение нового По­ложения и обращал внима­ние государя на свободолю­бивый дух записки, на «ме­чтательные мысли насчет са­мостоятельности». По его мнению атаман И. «явно присвояет небывалое в Рос­сии право избрания доверен­ных членов общества или на­родных представителей», вещь невозможную в госу­дарстве с самодержавной вла­стью «Доселе в России ни одна область не имела права .избирать представителей (...), кои бы сами для себя состав­ляли. законы». Тем менее та­ковое право могло быть да­но Донскому Войску, зависившему начально от Ино­странной, а потом от Воен­ной Коллегии, впоследствии же от общего порядка в го­сударстве, как по военному, так и и гражданскому его уп­равлению».

Записка ген. И-ого ста­ла причиной указа от 7 ию­ня 1827 г. которым он уволь­нялся с поста Войскового атамана, а вместо него наз­начался генерал майор Ку­тейников с титулом Войско­вого Наказного атамана. По­сле следствия, проведенного графом Гурьевым, И. был предан суду. Он умер в опа­ле так же, как его предшест­венник А. К. Денисов.

Н. И. Краснов, биограф атамана, пишет: «А. В. Иловайский должен быть при­числен к замечательным лич­ностям (...), облеченный в звание Войскового атамана, он обратил внимание на от­сталость Донцов» и покро­вительствовал делу распрост­ранения среди них просве­щения. В своем штабе он собрал лучшую образован­ную казачью молодежь, Су-хорукова, Селиванова, Кушнарева, Кучерова, Колесникова и других питомцев университета. Сам он любил роскошь и блеск дворцового этикета, делал приемы, а вы­езжал торжественно в сопро­вождении конвоя от Ата­манского полка и нескольких адъютантов. Старался также поднять общественный уро­вень - донской столицы, по­ощрял вечерние собрания, танцы, выписал порядочную театральную труппу, позабо­тился о снабжении города здоровой водой, мостил ули­цы и т. п„

ИЛОВАЙСКИЙ Алексей Иванович - Донской атаман. На этот пост назначен им­ператрицей в 1775 г., как на­чальник «испытанной верно­сти», заслуживший монаршее благоволение пленением Е. И. Пугачева. Вначале И. счи­тался Наказным атаманом с чином полковника армии, но вскоре переименован в Вой­сковые атаманы и получил генеральский чин. Управлял Доном в сложной обстанов­ке завоеваний и нововведений Потемкина. Атаману пришлось лавировать между велениями русской власти и интересами Казаков, которы­ми он по-видимому не пре­небрегал, стараясь, где мож­но, сохранить старые казачьи права и обыкновения. Синод, например, получал жалобы Воронежского епископа, что И. запрещает ему вмеши­ваться в дела казачьих при­ходов, а причты их по преж­нему назначаются Кругами.

При И-ском создано по проекту Потемкина Войско­вое Гражданское правитель­ство, из войскового атамана и шести старшин, из кото­рых четыре - выборные, а два назначенные самим Потем­киным. Оно было расформи­ровано по просьбе атамана, т. к. «не могло поставить пределы сильному... в защи­те слабого» и способствовало расхищению земельных фон­дов, вызывая тем наплыв на Дон иногородних.

Эти иногородние запи­сывались раньше за станица­ми. При атамане И. почти все они разобраны старши­нами и стали их приписны­ми. Сам атаман получил от ст. Луганской и др. 425 при­писных крестьян, уступлен­ных ему «за утеснением в землях». 1703 человека при­писных Черкас перечислены в казачью службу, т. к. По­темкин требовал увеличить число донских полков, а сво­их людских ресурсов уже не хватало.

В 1792 г. пришел при­каз переселить 3 тыс. каза­чьих семей с Дона на Ку­бань. Атаман И. просил об отмене этого распоряжения и сам ездил в Петербург с ходатайством, но успеха не имел. Проводя приказ в жизнь, встретил открытое неповиновение станиц и вол­нения в линейных полках, закончившиеся в пяти ста­ницах подготовкой к восста­нию.

Атаман И. был сторон­ником «увещательных и кротких мер», но при соз­давшемся положении, ему пришлось призвать на Дон русские войска. Под их уг­розой, после двух лет народ­ных волнений. Казаки сми­рились. Начальник каратель­ной экспедиции кн. Щерба­тов произвел экзекуцию пу­тем рваных ноздрей и порки, а затем потребовал от­мены выборной станичной администрации и ведения назначенных властью ст. ата­манов и судей. Старое по­ложение выборности было возвращено в 1797 г.

При атамане И. нача­лось основание нижних за­донских станиц. Ему приш­лось принять на себя много чужих вин. Казаки не учитывали печального положения подневольного правителя, подневольного народа и обвиняли его в своих бедах: «Был Алексей Иванович Иловайский отец, - говорили они, -  а ныне уже вотчим; он диплоны получает, а вас на Кубань отсылает».

Дипломы на высокие чины И. действительно по­лучал. В апреле 1797 г. он отставлен с атаманского поста в чине генерала от кава­лерии. (По материалам кн. А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVII веке).

ИЛОВАЙСКИЙ 12-тый Василий Алексеевич (дон.) - генерал лейтенант и вечный шеф 8-го Донского полка. Родился в 1785 г.; сын Вой­скового атамана. Получил образование во Втором ка­детском корпусе и на сем­надцатом году отроду выпу­щен офицером в казачий полк; от 1806 г. в полевой службе против Французов; к 1812 г. совершил ряд бле­стящих подвигов в получил чин полковника; на турецком фронте взял со своими Ка­заками б орудий. 16 знамен и тысячи пленных; участвуя в рейде корпуса Маркова с двумя полками Казаков, под Рушуком неожиданно пере­правился через Дунай, вор­вался в лагерь визиря и пока подошла русская пехота за­хватил две мортиры, 7 пу­шек, 12 знамен и много пленных. Когда Французы подходили к Москве в 1812 г. бился с их авангардными частями, а после первым вор­вался в город, разбив полуторатысячвый заслон противника. Очевидец этого боя ген. Винценгероде писал в Донесении императору: «Счи­тая всегда венгерскую кон­ницу первой в мире, после виденной мной атаки Ило­вайского, я должен отдать преимущество Казакам перед венгерскими гусарами». Пре­следуя отступающих Фран­цузов, Иловайский с Каза­ками находился в авангарде армии Кутузова; в числе его пленных маршал Вандам и два генерала с их штабами, сотни офицеров, тысячи ря­довых. В 1813 г. действует на флангах и тылах противника, уничтожая мосты и склады военного снаряжения. Во Франкфурте на Майне полу­чил от императора ордена св. Георгия 3 ст. и шпагу украшенную алмазами; в 1814 г. разгромил французскую конницу и захватил в плен генерала фон Мерген с его штабом; по занятии Парижа принят императором и во время приема услышал ком­плимент от цесаревича Кон­стантина Павловича: «Ило­вайский по номеру двенад­цатый, а недюженный».

По возвращении из Франции ген. И. назначен Походным атаманом в от­дельный Кавказский корпус; в 1826 г. произведён в чин генерал-лейтенанта; в 1840 г. уволен в отставку по домаш­ним обстоятельствам. За бо­евую службу получил: Золо­тое оружие, ордена св. Геор­гия 4-й и 3-й степеней, ор­дена св. Владимира 2-й ст., св. Анны 1-й ст., прусский орден Красного Креста 2-й ст. и австрийский - Леополь­да. В память его наш вось­мой полк именовался: 8 Дон­ской казачий генерала Ило­вайского 12-го полк.

ИЛЬИН Марк Дмитриевич (дон.) -  рожд. 1885 г., гене­рал майор, общественный де­ятель и журналист; участник Первой Мировой войны и борьбы за Дон в гг. 1918— 1920. Военное образование получил в Новочеркасском юнкерском училище и на войну в 1914 г. вышел сот­ником 23-го Дон. каз. полка. После борьбы с большеви­ками эвакуирован из Крыма заграницу и 20 лет работал шофером такси. Главным ин­тересом его духовной жизни все время оставались вопро­сы казачьей истории, кото­рым и посвящено большинство его статей, опублико­ванных в казачьей печати. Одно время ген. И. был пред­седателем Лиги возрождения Казачества, от 1951 г. состо­ял в рядах Вольно-казачьего Движения и печатался в па­рижской газете «Казак». Умер от рака желудка 15 февраля 1955 г. в Париже.

ИНАЧИЙ - другой, не по­хожий, иной.

ИНГУЛ - приток реки Ю. Буг во владениях Запорож­ского Низа.

ИНГУЛЕЦ - правый при­ток Нижнего Днепра; на всем протяжении (550 клм.) принадлежал Сичевой респуб­лике Низовой.

ИНГУШИ - северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по ре­лигии магометане; сто лет тому назад покорились Рос­сии после длительной и кро­вопролитной борьбы; во вре­мя революционных вспышек 1905-7 гг. отряды И-шей шли по вольному найму на охра­ну владений крупных рус­ских помещиков, тюрем, ле­сов и других объектов. В Первую Мировую войну вы­ставили один полк иррегу­лярной конницы. Во время соввласти многие ингуши подвергались преследовани­ям, а особенно пострадали от нее после Второй Миро­вой войны.

ИНОГОРОДНИЕ, ИНОГОРОДЦЫ - так Казаки на­зывают Русских и Украин­цев, пришедших на их зем­лю, подразумевая тем людей, принадлежащих к иному ро­ду, не казачьему и не кав­казскому (Кавказцы иного­родними не считаются). Именно в таком значения понимали слово и русские акты. Напр., в указе 1680-го года о разборе людей, запи­савшихся в казачьи сотни г, Красноярска, говорится: «ко­торые верстаны в службу из иногородних служилых лю­дей.» - все должны быть «от службы отставлены», а в их место верстать казачьих де­тей, братьев и племянников родных» (С. В. Бахрушин, Очер­ки по истории Красноярского уез­да в XVII в.).

На Дону И. стали появляться только в том ж семнадцатом веке. Это был временные рабочие приходившие для заработков, после возвращавшиеся в Россию. Церковная реформа патриарха Никона послужил причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев из Московии, но после поражения атамана Булавина царские карательные отряды их всех изъяли и отправили назад в Россию, прихватив и многих Казаков старожилов. После этого на Дону долгое врем. И-них не было, а жили одни Казаки.

В 1775 г. царица признала права русского дворянства и за классом донских старшин.  Новые дворяне получили поместья и для обработки земли начали свозить крестьян, купленных «на вывод» в соседних губерниях. Одновременно с этим в станицах и в крепостных посадах стало появляться все больше русских и украинских торговцев, ремесленников арендаторов свободных казачьих земель и постоянных рабочих. От того же времени на Дон стали приходить толпы Казаков-Черкасов, недавних граждан разрушенной Сичевой республики. Эти иногородними не считались Станицы принимали их в качестве свободных землепашцев, иногда приписывали к своим общинам. В 1795 г. 912 семейств таких Черкасов  зачислены по приказу свыше в задонские станицы Махинскую, Кагальницкую, Мечетенскую и Егорлыцкую. Они  растворились без следа в основном казачьем населении. Начиная с царствования Александра II власти, «решив более тесно приобщить казачьи земли к России, всячески поощряли переселение в казачьи края переселенцев из России или Украины и (облегчали им покупку в собственность казачьих земель». «Закон 29 апреля 1868 г. дал русским подданым не Казакам право приобретать, сушествующие на войсковых станичных и городских землях, дома и всякого рода строения, на общем основании, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского, ни станичного. Но земли должны были остаться собственностью каза­чьей - Войска, станиц в находиться лишь в постоянном пользовании приобретателя недвижимости за ежегодную посаженную плату» (Сватиков).

Иногородние жители стали множиться на казачьих землях не пропорционально жителям Казакам. Они умножались новоприходцами и их семьи давали больший ежегодный прирост, чем семьи казачьи. Благодаря специальным льготам в их руки скоро перешли офицерские участки и большинство частновладельческих поместий. Таким образом к 1917 г. на казачьих землях почти повсюду оказалось И-них больше, чем самих Казаков.

«Взаимные отношения Казаков и И-них никогда не были особенно хорошими. Прикованные к военной службе, Казаки видели в И-них представителей торгового и ростовщического капитала. Приписывая им и их работе разрушение старого земле­дельческого уклада жизни и свое разорение». Казачья войсковая администрация (как и казачья масса) не мо­гла никогда отказаться от воззрения на донских крестьян, как на чужеродный элемент, вросший в чужое тело казачьего народа». В свою очередь И., обжившись на новом месте, косо смотрели на особые права хозяев края, Казаков. В наше время эти антагонизмы во многом помогли советской власти завладеть Казаками и их землей.

И. делились на корен­ных и пришлых. К первым причислялись все те, которые имели оседлость на казачьей земле, в станицах, городах и селах, на протяжении двух поколений и дольше. Остальные считались временными жителями. Конституции Дона и Кубани предоставляли первым не только полные гражданский права, но и беспрепятственную возможность натурализоваться в казачьей среде. Этим пра­вом воспользовались только единицы. Остальные стали на сторону власти советов или оказались пассивными зрителями борьбы Казаков за свой Присуд.

ИНОХОДЬ - особый ход коня, очень удобный для всадников; на рыси иноходец выносит вперед обе ноги одной стороны, т.е. две правых и две левых, а потому почти не трясет, а только покачивает (обычно конь выносит ноги по диагонали — правую переднюю и левую заднюю, левую переднюю и правую заднюю). Иноходцы часто встречаются среди сибирских и степных пород, а также среди кавказских горных.

ИОСАФ СВ. - епископ Белогородский и Обоянский; до монашества Иоаким Андреевич Горленко. Родился 8 сентября 1705 г. в г. Прилуки на Полтавщине; родители его: бунчуковый товарищ Андрей Дмитриевич Горленко и Мария Даниловна, дочь будущего гетмана Даниила Апостола. Отец его в 1709 г. участвовал в неудачной попытке отделиться от России и потому, вместе с гетманом Мазепой, должен был уйти в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, допросы и следствия, потерял все богатое имущество, выселен на жительство в Москву, годами претерпевал унижения, насилия и нужду.

Может быть, благодаря постоянным гонениям, неко­торые члены многострадаль­ной семьи Горленко посвя­тили себя служению Богу и ушли в иночество. Кроме св. Иоасафа, так поступил его брат Михаил, его дядя и тет­ка по отцу, который и сам закончил жизнь отшельни­ком в лесной келий.

Восьми лет маленького Иоакима отдали учиться в Киевскую академию. Там у него рано созрело влечение к монашеской жизни. В 1723 г., не окончив еще академии, он поступил послушником в Киево-Межигорский мона­стырь, где два года провел в суровом посту и воздер­жания. Принятый во иноки, возвратился в академию, за­кончил старший 6огословский курс и принял оконча­тельное пострижение в Киево-Братском монастыре, с именем Иоасафа. В 1757 г. он посвящен из иеромонахов во игумены Лубенского мона­стыря, в 1739 г. - в сан ар­химандрита Мгарского мона­стыря, в 1745 г. перемещен на пост наместника в Троицко-Сергиевскую лавру.

2-го июня 1748 г. архи­мандрит Иоасаф хиротонизован во епископы Белогорода и Обояни. На этом посту оставался до самой смерти деятельным архипастырем и усердным молитвенником. Вознесенный на такую ие­рархическую высоту, владыка не возгордился, не почувствовал себя князем Церкви, а оставался все тем же скром­ным ее служителем и деяте­лем просвещения среди ду­ховенства и Народных масс.

В многочисленных хра­мах своей епархии он застал неустройство, убогость и грязь. Прихожане жили в духовной темноте и дикости. Требовались новые кадры образованных служителей Церкви. По мнению святите­ля, именно Духовенство дол­жно было стать источником и рассадником морального подъема, должно было иско­ренить грубость нравов в се­мейных и общественных от­ношениях, ознакомить прихожан с истинами веры, на­учить относиться с уважени­ем к святостям. Поэтому особенной опекой он окру­жил Харьковский коллегиум, готовивший будущих свя­щенников.

Многие прежние пасты­ри не отвечали своему наз­начению. Одни были совсем малограмотными, другие по­стоянно нарушали правила морали и нравственности. Зазнавшиеся протопопы на благочиниях несправедливо притесняли приходских ба­тюшек, обижали прихожан, не раз бывали жестоки со сво­ими крепостными. Епископ И. ограничил их самовластие, учредив коллегиальное уп­равление делами в составе самого протопопа, проповед­ника и грамотного священ­ника. Он снабжал церковные причты самыми подробными указаниями, заставлял их учиться, а нерадивых строго наказывал для блага Церкви и мирян.

Сам Святитель не гну­шался народа. Объезжая епархию, останавливался на ночлеги не у помещиков, а в казачьих и крестьянских хатах, раздавал нуждающим­ся большие суммы денег, тай­но посылал милостыню. Были случаи, когда он, купив для больных и немощных бедняков .дрова, сам их и колол.

Так в служении Церкви и народу прошло 29 лет. Святитель всю жизнь отли­чался слабым здоровьем и не очень за ним следил. Умер он 10 декабря 1754 г., всего 49 лет отроду. Погребен в маленьком склепе-усыпальни­це при Белгородском Троицком соборе.

Здесь вскоре было об­наружено, что его тело не подвергается разложению. Академик В. Ф. Зуев, опи­сывая достопримечательно­сти на пути из Петербурга в Херсон, рассказывает, что в том склепе было погребено трое, но он один уже 28 лет лежит нетленен..., все те­ло, так как и платье и гроб, в котором он был положен, ни мало не повредилось, вы­ключая, что уж не так новы, как были. Лицо немного по­чернело и видно от сырости заплеснело, руки заскорбли; у ног следы засохли, а в ик­рах еще мягковаты. Таковая через толь долгое время нетленность произвела в наро­де особливое почитание». Толпы богомольцев стали приходить на поклонение, стали говорить о многих чу­десах, свершившихся при его мощах. Народ считал его Божьим угодником, чуть ли не от самого его погребения и много раньше, чем духов­ные власти. Нетленным его тело оставалось и в дальнейшее время.

Церковное прославле­ние Святителя Иоасафа Бел­городского произошло толь­ко 4-го сентября 1911 г. в Белгороде, при огромном стечении паломников. Жиз­неописание этого святого Казака помещено в первом выпуске Курского Патерика в 1914 г. под заглавием: «Ска­зание о жизни, подвигах и чудесах Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белогородского и Обояйского»; там описано также 545 чудесных явлений, совершившихся при его гробе до 3-го июня 1911 г. Джорданвильский монастырь в С. Ш А. выпустил в 1962 г.  сокращенное издание жития под тем же названием.

ИОНОВ Александр Михайлович (семиреч.) - рожд. 1880 г., генерал майор; Войсковой  атаман Самиреченских Казаков. В чин хорунжего произведен из Константиновского артиллерийского училища; в 1908 г. получил диплом Академии ген. штаба; во время Первой Мировой войны награжден орденом св. Георгия 4 ст. и Золотым оружием. После развала Рус­ской армии в начале 1918 г. привел свой 2-й Семиреченский каз. полк домой. Вско­ре арестован большевиками, но освобожден восставшими Казаками, которые избрали его на пост Войскового ата­мана. После борьбы за Ка­зачью Идею эмигрировал в Канаду; откуда переехал в США. Умер 18 июля 1950 г. в Нью Йорке.

ИОРДАН или ИОРНАНД - историк Готов; считается Аланом по происхождению; жил в VI в. по Р. Хр. и опи­сал предшествующие эпохи в книгах «О происхождении и деяниях Гетов» и «Исто­рия Царств».

ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙ­СКА - казачьи и туземные конные полки, батареи и пластунские батальоны, слу­жившие в русской импера­торской армии на основании особого Положения. Бойцы, призванные на действитель­ную службу или из запаса должны были явиться в свои части с собственными: хо­лодным оружием, форменной одеждой, обувью и бельем; в конные полки и ба­тареи также с собственным конем, седлом и остальной сбруей. И. войска формиро­вались по принципу совмест­ной службы родственников или близких соседей, станич­ников и окружцов; у Казаков служба проходила по специальным казачьим уста­вам, с казачьей терминоло­гией и названиями чинов и званий; большинство офице­ров И. в. обучалось в казачьих военных училищах; по­сле производства, во время. службы они периодически увольнялись из полков в рас­поряжение окружных атама­нов, на так называемую «льготу», которая продолжа­лась три года и служила для увеличения кадров строевого офицерства. Льгота для офи­церов была весьма нежела­тельным состоянием, потому что пребывая на ней они получали мизерное жалова­нье, а заняться сельским хо­зяйством или поступить на какую либо службу для до­полнительного заработка не могли, т. к. по истечении положенного срока должны были возвращаться в полки.

ИРЬЯН — откидное молоко (см.), разбавленное водой.

ИСЛАМ ГИРЕЙ - Крымский хан, побратим Богдана Хмельницкого и его союзник в борьбе с Речью Посполитой.

ИСКУСИТЬ - попробовать, откусить.

ИСТОБОК (дон ) - чердак.

ИСТОПКА (некр.) - баня.

ИСТОРИЯ - наука, изуча­ющая конкретный ход раз­вития человеческого обще­ства; описание событий прошлого в хронологическом порядке тоже называют И-рией. Она делится по темам на всеобщую и частную для отдельных стран и на­родов, затем по эпохам: на древнюю, среднюю и новую. Теоретически, И. должна от­личаться полной беспристра­стностью и объективностью, но в жизни она остается остро-политической наукой, в которой одни и те же факты излагают, освещают и толкуют по разному, в зави­симости от взглядов и убеж­дений автора. Советский ис­торик М. Н. Покровский назвал историю «политикой, обращенной в прошлое».

Доисторический и ран­не-исторический периоды в жизни Дона изданы М. Мил­лером в трех выпусках ис­следования «Дон и Приазо­вье в древности». История Хазар и средневековых по­селений написана М. Артомоновым. Историй Донских Казаков очень много, начи­ная от А. Ригельмана «Ис­тория или повествование о Донских Казаках»; она на­писана в 1778 г., а издана впервые в Москве в 1848 г. Из позднейших историй До­на особого внимания заслу­живает работа С. Г. Сватикова «Россия и Дон», Вена, 1924; эта работа очень ценна большим количеством прив­леченных источников, которых здесь, заграницей, до­стать нельзя.

Основные расхождения различных авторов казачьих историй происходят по во­просам о времени образова­ния Казаков, народов, от которых они происходят и их отношения к Московско­му и иным соседним госу­дарствам. Крупнейшие русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и др. отводят Казакам более или менее крупное место, т. к. они сыграли большую роль в истории России. Кроме то­го, по отдельным вопросам и эпизодам казачьей исто­рии печатается громадное количество отдельных исследований и очерков, которые появляются постоянно в ка­зачьей периодической печати и особыми изданиями. Проф. М. Миллер.

ИСТЬ - есть, кушать.

ИТЬ - ведь.

ИЧЕГИ — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили И. красной кожи с вышивками. Тюрк­ское значение слова И. — «во внутрь».

ИШЕК (некр.) - осел.

 
 
СЛОВАРЬ
Hosted by uCoz