ГЛАВНАЯ
 
 
 
СТАТЬИ
ЗДОРОВО ДНЕВАЛИ АТАМАНЫ КАЗАКИ!
ВЫСЫЛАЮ ВАМ ПИСЬМА, С ПРИЛОЖЕНИЯМИ, КОТОРЫЕ Я ОТПРАВИЛ В ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ ВОЛГОГРАДСУЮ КОММИСИЮ, КОМПАНИЮ ПУТИНА И ШТАБ ФРОНТА, КОТОРЫЕ НАДО БЫЛО НАПИСАТЬ ВСЕМ КАЗАКАМ, НО ВРЕМЕНИ УЖЕ НЕТ!
И ОБАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА П. 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА  РФ  ОТ 16.07. 1992Г. "№ 3321-1 "О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА", ГДЕ ГОВОРИТСЯ, ЧТО  "ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ  В П.3 НАСТОЯЩЕГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НЕ ДОЛЖНЫ УЩЕМЛЯТЬ ПРАВА КАКИХ-ЛИБО ДРУГИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН И НЕ ОЗНАЧАЕТ НАДЕЛЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА КАКИМИ-ЛИБО ПРИВИЛЕГИЯМИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ТОЛКОВАТЬСЯ КАК СОСЛОВНЫЕ!



                                                                                                                                       Кандидату    
                                                                                                                                       в Президенты         Российской Федерации
                                                                                                                                       ПУТИНУ Владимиру Владимировичу.
                                            
                                                                                                                                       Москва  Штаб по выборам.
                                                                                                                                       Атамана 
                                                                                                                                       Волгоградской городской общественной организации
                                                                                                                                      "Царицынский Округ Донских Казаков"

                                                                                                                                       Таболаева Александра Евгеньевича
                                                                                                                                       400131 г. Волгоград ул. Советская, 12.


Уважаемый Владимир Владимирович!

К Вам, заставило обратиться представителя казачьего народа на  Ваше выступление в  статье  "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России" помещённой в общенациональной общественно-политической газете "Российской газете.
По нашему мнению, данная статья носит явно провокационный характер по отношению к казачьему народу и направлена на стабилизацию общества в Южном Федеральном округе. И вот почему.
Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральных законов Российской федерации: "О реабилитации репрессированных народов" № 1107-1, в редакции  от 01.07.1993 года за № 5303-1, Постановления  Верховного  Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года за № 3321-1, в редакции ФЗ-118 от 26.0-6.2007 года "О реабилитации казачества" и последующих  нормативных  актов  Российской Федерации по вопросу реабилитации казачьего народа казачество указывается как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.
И хотя в  законодательстве современной Российской Федерации такие  понятия как: народность, народ, нация, этнос и т.п. не  закреплены и не раскрываются, однако в научной  литературе об этих понятиях говорится вполне понятным языком.
Казаки полагают, что нижеупомянутое Вами предложение: "Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому СОССЛОВИЮ  себя относят миллионы наших граждан" подготовлено Вам  по неосторожности вашим помощником, не понимающим суть темы.
Конституция Российской Федерации запрещает и не предусматривает деление граждан Российской Федерации, относящих себя к тому или иному народу или этносу деление на СОСЛОВИЯ.
Казачество в Российской Федерации не является СОСЛОВИЕМ.
Согласно закона "О реабилитации репрессированных народов", "Репрессированными  признаются НАРОДЫ (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например КАЗАЧЕСТВО), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений".
Последующие законы, касающиеся КАЗАЧЕСТВА повторяют эту посылку, относя КАЗАЧЕСТВО к НАРОДУ.
       Вторая Ваша фраза также носит  неподтверждённый факт существования количественного состояния казачьего народа, а именно, что к КАЗАЧЕСТВУ относят себя МИЛЛИОНЫ граждан Российской Федерации.
Данное обстоятельство НЕВЕРНО, искажает действительность и подтверждается  сведениями Государственного отдела статистики, и в частности  отдела Росстата Российской Федерации по Волгоградской области.
По результатам Всероссийской Переписи населения в 2002 году  казаками по национальности в рамках требований статьи 26 Конституции Российской Федерации  на территории  Волгоградской области указали себя  граждане Российской Федерации в количестве 20648 человек, т.е. 0,765 от численности населения в 2635, 6 тыс. человек.
В целом по стране, казаками по национальности, определили себя по переписи 2002 года в не более 140 028 человек (в Ростовской области  87492 человека, в Краснодарском крае  17,5 тыс. человек и т.д.).
Таким образом, и второе изречение о многомиллионных граждан России, являющихся потомственными казаками НЕВЕРНО и вводит казачий народ, и народы всей нашей многонациональной страны в заблуждение.
Казачий народ на территории Волгоградской области, да в целом всей страны находится в национальном меньшинстве.
Об этом свидетельствуют выводы судебной этнологической экспертизы № 235/2011 от 01. 06. 2011 г., проведённой по рекомендации Верховного Суда РФ и решения Волгоградского областного суда  от 01 августа 2011 года по Гражданскому  делу № 3-27/2011.                                             
Данная посылка носит явно провокационный  момент, так как  она направлена  на развитие  концепции  национальной безопасности  и концепцию национального резерва Вооружённых Сил Российской Федерации.
Росстат Российской Федерации не опубликовал сведения по переписи 2010 г. о национальном  и количественном составе граждан Российской Федерации, но казачьи форумы многомиллионность казаков не поддерживают.
Действительно, миллионы представителей казачьего народа были физически уничтожены в годы становления большевистской России. Власть и государство не вернуло КАЗАКАМ всё  ТО, ЧТО насильственным путём отобрало.
Национально-государственное образование казачьего народа "Все Великое Войско Донское" до 1917 года и с февраля 1917 года "Всевеликое Войско Донское", с марта 1918 года Советская Донская Казачья Республика и начиная 1928г. границы перекроены во вновь созданные административные образования: Волгоградская (Сталинградская), Ростовская, Воронежская области, Республика  Калмыкия.
Для возрождения казачества и в целом казачьего народа были изданы новой властью вышеуказанные Законы, которые фактически  с 1991 года не выполняются  современной властью  и фактически Казачий Народ до сего времени не реабилитирован.
В связи с вышеизложенным,
                                                       Просим:
    В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации рассмотреть наше заявление и дать нам ответ о разъяснении Вашей личной позиции по данному вопросу.
По поручению Правлений:
Царицынского Округа, Второго Донского округа, Хопёрского округа, Усть-Медведицкого округа, Таганрогского округа, Ростовского округа, Кавказской Казачьей Линии, Терского Войска родовых казаков, Кубанского Войска родовых казаков, Уральского Казачьего Войска, Астраханского войска.

Атаман 
Казачий чин
Полковник                                                                                                          Александр Таболаев.                                01 марта   2012 г.
               
..................................................................................................................

                                                                                                                                                  В  Областную избирательную комиссию
                                                                                                                                                  Волгоградской области.

                                                                                                                                                  Атамана 
                                                                                                                                                  Волгоградской городской общественной организации
                                                                                                                                                 "Царицынский Округ Донских Казаков"

                                                                                                                                                  Таболаева Александра Евгеньевича
                                                                                                                                                  400131 г. Волгоград ул. Советская, 12.

                                                                                           Заявление.

Прошу Вас рассмотреть вопрос о нарушении кандидатом в Президенты Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем требований Конституции Российской Федерации, Федеральных законов Российской федерации: "О реабилитации репрессированных народов" № 1107-1, в редакции  от 01.07.1993 года за № 5303-1, Постановления  Верховного  Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года за № 3321-1, в редакции ФЗ-118 от 26.0-6.2007 года "О реабилитации казачества" и последующих  нормативных  актов  Российской Федерации по вопросу реабилитации казачьего народа.
  В своей статье  "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России" помещённой в общенациональной общественно-политической газете "Российской газете", учредителем которой является Правительство Российской Федерации, Председатель данного Правительства Российской Федерации и кандидат в Президенты Российской Федерации, будущий Гарант   Конституции Российской Федерации Путин Владимир Владимирович  допускает антиконституционные высказывания, которые заключаются в следующем.
1. Искажая действительность, он пишет следующее: "Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому СОССЛОВИЮ  себя относят миллионы наших граждан".
Конституция Российской Федерации запрещает и не предусматривает деление граждан Российской Федерации, относящих себя к тому или иному народу или этносу деление на СОСЛОВИЯ.
Казачество в Российской Федерации не является СОСЛОВИЕМ.
Согласно закона "О реабилитации репрессированных народов", "Репрессированными  признаются  НАРОДЫ (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например КАЗАЧЕСТВО), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений".
Последующие законы, касающиеся КАЗАЧЕСТВА повторяют эту посылку, относя КАЗАЧЕСТВО к НАРОДУ.
2. Кандидат в Президенты Российской Федерации Путин Владимир Владимирович умышленно или по неосторожности указывает, что к КАЗАЧЕСТВУ относят себя МИЛЛИОНЫ граждан Российской Федерации.
Данное обстоятельство НЕВЕРНО, искажает действительность и подтверждается  сведениями Государственного отдела статистики, и в частности  отдела Росстата Российской Федерации по Волгоградской области.
По результатам Всероссийской Переписи населения в 2002 году  казаками по национальности в рамках требований статьи 26 Конституции Российской Федерации  на территории  Волгоградской области указали себя  граждане Российской Федерации в количестве 20648 человек, т.е. 0,765 от численности населения в 2635, 6 тыс. человек.
В целом по стране, казаками по национальности, определили себя по переписи 2002 года в не более 140 028 человек (в Ростовской области  87492 человека, в Краснодарском крае  17,5 тыс. человек и т.д.).
Таким образом, и второе изречение о многомиллионных граждан России, являющихся потомственными казаками НЕВЕРНО и вводит казачий народ, и народы все нашей многонациональной страны в заблуждение.
Данная посылка носит явно провокационный  момент, так как  она направлена  на концепцию национальной безопасности  и концепцию национального резерва Вооружённых Сил Российской Федерации и дестабилизирует общество.
Росстат Российской Федерации не опубликовал сведения по переписи 2010г. о национальном количественном составе граждан Российской Федерации, но казачьи форумы многомиллионность казаков не поддерживают.
Действительно, миллионы представителей казачьего народа были физически уничтожены в годы становления большевистской России. Власть и государство не вернуло КАЗАКАМ всё  ТО, ЧТО насильственным путём отобрало.
Национально-государственное образование казачьего народа "Все Великое Войско Донское" до 1917 года с февраля 1917 года "Всевеликое Войско Донское", с марта 1918 года до июня 1924 года "Донская Казачья Республика" советской властью была насильственно ликвидирована, её границы перекроены во вновь созданные административные образования: Волгоградская (Сталинградская), Ростовская, Астраханская, Воронежская области, Республик  Калмыкия и другие.
Для возрождения казачества и в целом казачьего народа были изданы новой властью вышеуказанные Законы, которые фактически не выполняются и Казачий народ находится в Национальном меньшинстве.
В связи с вышеизложенным,
                                                       Просим:
1.        В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации рассмотреть наше заявление и дать нам ответ.
2.        Оставляем за собою право заявить об отказе  казачьего народа России от  участия в выборах Президента Российской Федерации при неполучении ответа о принятых мерах.
3.        Данное заявление направить в Центральную избирательную комиссию по выборам Президента Российской Федерации.


По поручению Правлений:
Царицынского Округа, Второго Донского округа, Хопёрского округа, Усть-Медведицкого округа, Таганрогского округа, Ростовского округа, Кавказской Казачьей Линии, Терского Войска родовых казаков, Кубанского Войска родовых казаков, Уральского Казачьего Войска, Астраханского войска.

Атаман 
Казачий чин
Полковник                                                                                                          А.Е.Таболаев.

29 февраля 2012 г.

..................................................................................................................

Суд постановил, что казаки это все-таки НАРОД!

10 декабря 2010г. в Волгограде произошло знаменательное событие в Истории Казачьего Народа.  Министерство Юстиции по Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации Региональной Национально-культурной  автономии  казаков Волгоградской области.  Представители Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области мотивировали своё желание тем, что казаки это не этнос, а потомки беглых холопов и беглых крестьян, забывая, что казаки жили с незапамятных времён. До этого дня слово «казак»  означало в России: «член коллектива художественной самодеятельности». И вот в этот день состоялся Областной суд, под председательством судьи Гайдарова М.Б, где Суд решил: в удовлетворении требовании Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации Общественного объединения - Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области,  отказать.
Решение Суда было основано на Законах РФ и Конституции РФ, что прочтёте в ниже приведённом документе.
Но не тут, то было. Рано радоваться казакам, как народу, а не беглым холопам.  Управление Министерства Юстиции по Волгоградской области направило Кассационную жалобу в Верховный суд, мотивируя своё требование о ликвидации Казачьей Автономии тем, что казаки не национальность и не имеют своего языка, забывая о Законе РСФСР от 26 04. 1991г. за №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», что к казакам, как и к другим народам, так же проводилась политика клеветы и геноцида.
Состоявшийся в Москве, 15.02.2011г. Верховный суд, очень долго, долго совещавшись, что редкость, так же не удовлетворил просьбу Министерства Юстиции по Волгоградской области, ликвидировать РНКА, но и отменил решение областного суда от 10.12.2010г., рекомендовав новому суду провести судебную экспертизу.
Начиная  4 апреля 2011г. в Волгограде проходило множество бесед в суде с новым судьёй, Кубасовым И.Г., после чего он вынес Определение в котором назначил этнологическую экспертизу, предупредив эксперта (Степанова Валерия Владимировича, кандидата исторических наук) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Нами были поставлены, а потом согласованы с судьёй и с Представителями Министерства Юстиции, а затем и внесены в определение вопросы к эксперту.
В июне 2011г. была получена экспертиза, где на всё заданные судом вопросы был получен один ответ - «ДА», а именно:
1. Относятся ли казаки к этнической общности? – «Да»
2. Допустимо ли определение в отношении казаков термина «национально-культурное самоопределение? – «Да»
3.Допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство»? – «Да»
4. Находятся ли казаки на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства? – «Да»
5. Допустимо ли употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношении казаков? - «Да»
«ЛЮБО» Братья казаки! 
Но опять неймётся Министерству Юстиции, хотя заданные вопросы  эксперту через суд, были согласованы с ними, они очень не довольны  заключением и опять написали Ходатайство об отложении дела, направив письмо в Министерство регионального развития РФ.
Полученные Разъяснения МРР РФ, нас тоже устроило, так как в их ответе звучали такие слова, какРодовые казаки. Потомственные казаки, Национальная и Традиционная одежда.
Запомните и этот день. 1 августа 2011г. В этот день вынесено очередное Решение областного суда под председательствующим судьёй Кубасовым И.Г. об отказе в удовлетворении Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области. Решение суда основывалось на заключение вышеуказанной экспертизы. На представленных исторических документах о своём языке. На основании Конституции РФ. На основании «Конвенции о защите прав человека и основных свобод». На основании Европейского суда по правам человека.
Казаки это Национальность. Это Народ, находящийся в национальном меньшинстве, а не те отпрыски большевиков, красноармейцев и продразвёрстников, которые сейчас оделись в казачью форму, таким образом присвоив честь и достоинство Казачьего Народа и  за благодеяния наших Предков в прошлом требуют для себя от нынешней власти вознаграждения.
Признать казаков народом - значит отдать им у них отнятое.
Мы первопроходцы. Мы опасны той преступной шайке, которая растлела нашу молодёжь, отняла у нас возможность работать и зарабатывать, отняла у нас возможность жить в хуторах и станицах, поэтому мы живём в поселениях как зеки, с ограниченными правами и свободами.
Сегодня предается  память всех казаков уничтоженных  безбожной властью, истребляется память о  тех, кто отдал свои жизни за Батюшку Тихий Дон. За честь и спасение России. И если  в данный момент мы  будем беспечно взирать на то, что делается на нашей исконной земле, как потомки бандитов-коммунистов Троцкого, Свердлова, Ленина, продолжают губить память, что бы скрыть  свои преступные  деяния против России,  то нет нам ни прощения, ни оправдания!
Честь и достоинство казаков  в суде,  защищали казаки: Зам. Атамана ДКР, Вице президент РНКА казаков - Таболаев А.Е и Зам. Начальника Правового управления ДКР по Волгоградской области - Кузнецов В.Ф.
Слава богу, что мы казаки!!!

Источник: Вольная станица 
http://fstanitsa.ru/category/menyu/obyavleniya/sud-postanovil-chto-kazaki-eto-vse-taki-narod
____________________________________________________________________-


ЭКСПЕРТИЗА

ООО «ЭТНОКОНСАЛТИНГ»
Государственный регистрационный номер 1067746797216 от10 июля 2006 г.
ИНН 7736542654, КПП 772701001
117449,  г. Москва, ул. Винокурова, д. 7/5, корп. 2,
Тел/факс (495)  954-93-21; e-mail: ethnoconsul@mail.ru
_______________________________________________________________________

ПОДПИСКА
Мне, Степанову Валерию Владимировичу, разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ.

Эксперт                                                                                                                                  Степанов           Подпись 
Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ я предупрежден.
Эксперт                                                                                                                                   Степанов           Подпись

                                                                                                                                                                                 01.06.2011 Дата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА
№ 235/2011

г. Москва
Дата                                                                                                                                                                           01.06.2011 

Время производства экспертизы:
Экспертиза начата: «25» апреля 2011 г.
Экспертиза окончена: «01»  июня 2011 г.
Место производства экспертизы: помещение ООО «Этноконсалтинг», адрес 117449, г. Москва, ул. Винокурова, д. 7/5, корп. 2.
Сведения  об экспертном  учреждении:  Общество с ограниченной ответственностью «Этноконсалтинг», государственный регистрационный номер 1067746797216 от10 июля 2006 г.
Основания производства экспертизы: определение Волгоградского областного суда от  25.04.2011 по гражданскому делу по иску о ликвидации общественного объединения от 28 октября  2010 № 03-13/10275
                                                                                                                                                                                              
1.         Как с позиций этнологии определяется смысл терминов «казаки» и «казачество»?
2.         Относятся ли «казаки», «казачество» к этнической общности?
3.         Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национально-культурное самоопределение»?
4.         Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национальное меньшинство»?
5.        При положительном ответе на предыдущий вопрос ответить, находятся ли «казаки», «казачество» на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства?
6.       Допустимо ли употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношении «казаков», «казачества»?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

1)        ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Из материалов Гражданского дела № 3-27/2011 следует, что Управление Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области обратилось в Волгоградский областной суд с исковым заявлением о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области». В обоснование заявления истец сослался на то, что такая форма самоорганизации казаков, как национально-культурная автономия не предусмотрена. Ответчику дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования.
Истец полагает, что название «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» не соответствует требуемой организационно-правовой форме, поскольку «такой национальности как казак нет». Истец считает, что указанная организация не является общественно-культурной организацией. «Казачество, как национально-культурная автономия, не обладает признаками, указанными в законодательстве». Истец также ссылается на то, что в 18 веке казаки входили в перечень сословий (сс. 178-180 дела). Ответчик не согласен с доводами истца, в частности по вопросу, о национальности «казак» (с. 181).

2)        МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе этнологического исследования экспертом проводились следующие действия:
-        выявление соответствующих разделов документов дела, имеющих прямое и косвенное отношение по существу поставленных судом вопросов перед экспертом;
-        семантический анализ используемых в материалах дела терминов и высказываний, принадлежащих истцу и ответчику с целью определения смысла этих высказываний;
-        сопоставление и анализ соответствующих разделов документов дела, используемых в нем терминов и высказываний, с терминами и понятиями, применяемыми в этнологии;
-        составление заключения по каждому из вопросов, поставленных судом перед экспертом;
-        составление общего заключения.
В процессе производства этнологической экспертизы использовались следующие научные источники:
 Народы России. Атлас культур и религий / Министерство регионального развития -Российская академия наук. - М.: Изд-во ДИК, 2009
Настенная географическая карта «Народы Российской Федерации» Масштаб 1: 6 500 000 / Министерство регионального развития - Российская академия наук. - М.: Изд-во ДИК, 2009
Народы России. Энциклопедия. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1994
Русские / Серия «Народы и культуры». - М.: «Наука», 1999
Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: «Наука», 1987
Этнокультурный облик России. Перепись 2002 года. - М.: «Наука», 2007
Российский Кавказ. Книга для политиков - М., 2007
Российское казачество / отв. ред. Т.В. Таболина. - М., 2003
Таболина Т.В. Казаки: драма возрождения. 1980-1990-е годы. - М., 1999
Кроме того, учтены иные труды многих современных исследователей в области этнологии и этнополитики - В.А. Тишкова, Т.В. Таболиной, Л.Б. Заседателевой, Л.Л. Хоперской, М.А. Аствацатуровой, М.В. Саввы, СМ. Маркедонова, А.А. Озерова, А.Г. Масалова и др.
Методической основой составления -экспертного заключения является издание:
Межнациональные отношения без конфликтов. Справочно-методическое пособие для работников прокуратуры, правоохранительных органов, судебной власти, госслужащих, лидеров НПО по совершенствованию реагирования на проявления этнической и религи¬озной нетерпимости. - М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2010.

Определение понятий:

Дискриминация - ограничение или лишение прав определенных категорий граждан по признаку расовой, национальной, этнической принадлежности, по признаку пола, политических или религиозная убеждений (от лат. discriminatio - различение).

Народ - 1) население государства, граждане государства - гражданская нация (российский народ), жители страны; 2) этническая общность, национальность; 3) трудовая масса населения страны (трудовой народ).

Национальная принадлежность - в европейской и американской традиции под национальной принадлежностью принято понимать гражданскую принадлежность (гражданст¬во). В России и государствах бывшего СССР под национальной принадлежностью понимается и гражданская принадлежность, и этническая принадлежность. В соответствии со ст. 26 Конституции Российской Федерации, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Национальность - 1) в некоторых сочетаниях означает то же, что нация; 2) го же, что народ в значении «этническая общность»; 3) в Конституции Российской Федерации - национальная принадлежность.

Этническая группа - то же что «народ» в значении «этническая общность», «национальность», либо часть этого народа.
 
Этническая идентичность - чувство принадлежности к этнической группе, общности. В Конституции РФ - национальная принадлежность.

Этническая общность - то же что «народ» в этнографическом значении, «национальность».

Этническая принадлежность - в российской традиции то же, что «национальная принадлежность» в ее этнографическом (этнокультурном) значении. Ощущаемая, либо декларируемая индивидом принадлежность к группе, общине, народу с определенными этнографическими особенностями (в языке, культуре, религии и проч.).

Этнический — относящийся к народу в значении «этническая общность», «национальность», либо к группе этого народа.

Этническая история (то же, что этноисторический) - исторические факты и концепции, мифология, представляющие этническую общность (или общности) как форму единства определенной категории людей - единства культурного, языкового, политического и прочих.

3) РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО КАЖДОМУ ИЗ ВОПРОСОВ

1. Как с позиций этнологии определяется смысл терминов «казаки» и «казачество»?
Термин «казаки» и синонимичное ему слово «казачество» (далее оба термина приводятся в экспертном заключении равноправно и без кавычек) в отечественной этнологии употребляется в нескольких тесно взаимосвязанных аспектах:
I). В значении историческом и этноисторическом - применительно к служилому населению окраинных территорий России, наделенному с конца XVIII века едиными сословными привилегиями и несшему охранную функцию по границам и на колониальных территориях. Этноисторические и этнодемографические исследования о казачестве устанавливают по архивным данным историю формирования этнического состава казачьих войск Российской империи. Исследователи указывают на различные территориально-исторические «зоны этнообразования казачества». Выявлено, что состав казачьих войск и казачьих поселений на протяжении XVII - начала XX веков формировался и пополнялся преимущественно из русского населения, включая потомственных казаков, военных поселенцев, крестьян; вторыми по численности были украинцы. В зависимости от расположения казачьего войска, в нем были также представлены калмыки, ногайцы, татары, башкиры, черкесы, буряты, эвенки, казахи и др. Исследователи указывают, руководствуясь архивными источниками, что казаки по своему религиозному составу (вероисповеданиям) в подавляющем большинстве были православными христианами, некоторая часть - мусульманами, буддистами, шаманистами. Стандартным научным суждением является вывод об этнической и культурной самобытности казачества, отличающегося своеобразием быта, языка, традиций от остальной части русского народа, а также народов, проживавших по соседству с казаками.
Широко принята точка зрения относительно основных исторических этапов формирования казачества как этнокультурной общности, формирования сохранившейся до настоящего времени особой культуры, точнее, региональных культур казачества.
Кроме того, с точки зрения истории и страноведения, казаки и казачество изучаются этнологической наукой в качестве участников эмиграционных волн в период и после  гражданской войны. Оценивается масштаб расселения казаков и их потомков в других странах мира, изучаются их культурное наследие, историческая память, сохранность у современных потомков языка предков.
2). В значении историко-культурном под казачеством понимается население, сохраняющее комплекс культурного наследия казачества, песенный, танцевальный и иные формы фольклора. В отечественной этнологии культурное наследие принято называть духовной культурой. В последние годы в этнологии исследуется тема культурных брендов или культурных символов, формирующих современный имидж некоторых российских регионов и России в целом. Одним из таких брендов, безусловно, является казачье культурное наследие. При этом этнология различает, в зависимости от регионов, различные специфические формы культурного наследия казачества, связанные с особенностями одежды, обихода, традиций, языка и прочего.
3). В значении историко-этнографическом казаки и казачество понимаются в отечественной этнологии, прежде всего, как население территорий казачьих войск Российской империи, которое после упразднения казачьего сословия и казачьей службы, а также последовавших в 1920-е годы репрессий, сохранило историческую и родовую память о казачьей службе предков и практиковало казачьи традиции на протяжении советского периода, либо сохраняет память, практикует традиции до настоящего времени. Примечательно, что для отечественной этнологии (в советский и досоветский период - этнографии) характерно относить к потомкам казачества также и те группы населения, которые в момент обследования не причисляли себя к казачеству, но по историческим документам и иным свидетельствам имели генетическое и культурное родство с дореволюционными казаками, либо даже казаками XIX и более ранних веков. Для отечественной этнологии характерно рассматривать такое население с точки зрения сохранности исторической и культурной общности, именуемой казачеством или потомками казачества. Таковы, например, некоторые группы кряшен и нагайбаков в Урало-Поволжье (на современном этапе нагайбаки причислены федеральным законодательством к категории коренных малочисленных народов). Население с казачьим происхождением этнологи усматривают также среди определенных религиозных групп населения (или потомков таких групп), в частности, староверов, последователей различных толков в Сибири и на Кавказе.
4). В значении этносоциологическом казачья идентичность понимается как самоотнесение тех или иных групп населения с историческим служилым казачеством. Путем проведения массовых социологических опросов исследователи выявляют, что часть населения определенных территорий, прежде всего, в Ростовской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Волгоградской области, либо относит себя к прямым потомкам казачества времен Российской империи, либо ассоциирует себя с казачеством. В 1990-е годы оценки численности населения с идентичностью «казак» и населения, ассоциирующего себя с казачеством, колебались в широких пределах. Указывалось, что в целом по стране казаков и «сочувствующих» (близких по своей принадлежности) согни тысяч, либо несколько миллионов. Отсутствие на протяжении длительного времени переписи населения порождало разнобой экспертного мнения. Своеобразную точку в этом споре поставила Всероссийская перепись населения 2002 года, в ходе которой казаками назвались 140 тыс. чел. Вместе с тем, общественные дебаты и общественные кампании «назови себя казаком» имели место накануне Всероссийской переписи 2010 года.
6). В статистическом значении казаки рассматриваются этнологической наукой как совокупность лиц, которые по самоопределению относят себя к казакам при официальной регистрации. При этом различают численность самоопределившихся по данным государственной переписи населения и численность по данным государственного реестра. Это совершенно несопоставимые между собой величины, они включают разные категории людей(1).
Следует уточнить, что в официальных итогах (царской) Всеобщей переписи населения 1897 года казаки именовались сословием («войсковыми казаками» наряду с крестьянами, купцами, мещанами) и при подсчетах по «народностям» были отнесены в основном к русским (2) и частично - к калмыкам по признакам языка.
Во всех советских переписях населения казаки не учитывались (ответам населения «казак» приписывалось иное значение - русский, украинец, калмык, башкир и т.д.). Исключение (на региональном уровне) было сделано только во Всесоюзной переписи 1926 года, при которой наряду с указанием самоопределения «русский» либо «украинец» (реже -«калмык») статистикам было разрешено делать пометку «бывшего казацкого сословия».
В то же время отечественная этнология (этнография) и в советские годы, особенно в 1960-1980-е годы, уделяла значительное внимание казачеству как самобытному и культурно отличительному населению. Культура казачества была представлена в многочисленных музейных коллекциях, полученных в результате этнографических и фольклорных исследований.
После исчезновения СССР, при подготовке инструментария переписи населения, Госкомстат России согласился с доводами этнологов о необходимости во время переписи учитывать ответы населения «казак». В результате, по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, впервые за долгие десятилетия были официально получены сведения о количестве лиц, причисляющих себя к казакам.
При Всероссийских переписях 2002 и 2010 годов казаки в большинстве своем подсчитаны в составе русского населения, меньшая часть отнесена по признакам языка к украинцам (161 человек в 2002 г.) и калмыкам (4 человека). При этом численность казаков представлена как в сумме с русскими, так и отдельно.
5). В значении общественно-политическом наукой изучается так называемое явление неоказачества, возрождение казачества в качестве служилого населения, в основном в виде народных дружин. Этнология следует за политическими событиями, оценивая баланс позитивного и конфликтного потенциала казачества во всех его организационных формах. К явлению казачества (как общественно-политического движения) относят нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, всевозможные меры по поддержке казачества, изучают общественную активность казачьих лидеров. Исследования общественно-политических аспектов казачества начались накануне распада СССР в связи с проблемой реабилитации репрессированных в первые и последующие годы советской власти.
В целом в современной этнологической литературе казаки, в значении современная часть населения Российской Федерации, понимаются как самобытная этническая группа, этническая общность, которая в культурном и языковом отношении является также частью большой этнической общности - русского народа. Факт этнической (этнокультурной) самобытности и одновременно принадлежность к русскому народу отражены в материалах современных переписей населения, в частности, в итогах Всероссийской переписи населения 2002 года, где статистические сведения о казаках представлены как в отдельности, так и в совокупности с русскими (см. Таблица «1. Национальный состав населения» в: Том 4 - «Национальный состав и владение языками, гражданство», Всероссийская переписи 2002 года. Статистические итоги).

(1) Государственный реестр включает казачьи общества, в которые вступают люди разных национальностей. (2) Под русскими на тот момент понимались «великороссы» и «малороссы», что соответствует современным наименованиям «русские» и «украинцы».

2. Относятся ли «казаки», «казачество» к этнической общности?
Замалчивание за десятилетия советского периода темы казаков и казачества отразилось на понимании проблемы как научной. Советская историческая наука и этнология как ее часть относились к казачеству в основном как к прошлому историческому явлению, которое сошло с исторической сцены вслед за упразднением при советской власти каких бы то ни было сословий. Тем не менее, для этнографов советского периода факт культурной отличительности потомков служилого казачества был очевиден, это подтверждали многочисленные исследования. Все же при этом действовали жесткие идеологические установки, которые не позволяли говорить о казачестве, но лишь о потомках казаков. Ситуация начала меняться после развенчания сталинизма, когда в исторических и философских науках в конце 1950-х годов было поставлено под сомнение данное Сталиным определение нации. Вслед за тем в последующие два десятилетия в советской науке стала меняться точка зрения на сущность национального вопроса. Полевая этнография указывала, что казачество существует как население с соответствующей формой самосознания и особой культурой.
В 1960-70-е годы накопленные сведения и теоретическое развитие советской этнографии достигли определенного уровня, и это позволило не только изучать, но и терминологически определять различные группы населения в обход официальной идеологии. В этнографической науке распространение получили термины «этнос», «этнический», «общность», которые использовались параллельно с идеологическими «нация», «национальность», «народность».
Под «этносами» советская этнографическая наука понимала в основном привычные с идеологической точки зрения «нации», «национальности», «народности», прежде всего, те, которые значились в официальных списках советских переписей, а также в гражданских паспортах, свидетельствах о рождении, похозяйственных и домовых книгах, прочих личных документах граждан.
В официальных списках государственных переписей, а также в личных документах наименование «казак» не встречалось. Соответственно, с точки зрения этнографической науки 1960-80-х годов, частично и 1990-х годов, в период главенства теории «этноса», казаки не могли быть названы «этносом». Хотя следует сказать, что критерии, которыми руководствовались этнографы-теоретики, позволяли это сделать. В одном из авторитетных энциклопедических изданий (3) читаем: этнос - от греческого 'народ', исторически сложившаяся устойчивая общность людей. Условиями возникновения этноса являются общность территории и языка. Если этнос складьшается из разноязычных групп, общность языка вырабатывается. Складываются общие черты материальной и духовной культуры и как важнейший признак - общее самосознание, выражающееся в общем самоназвании. Из этого определения видно, что буквально каждая территориальная группа казаков - донских, кубанских, терских и иных могла быть названа советской наукой этносами. Этого не произошло из-за идеологических установок.
По той же причине отказ советской наукой определить казаков в качестве нации был связан с идеологическими причинами, прежде всего, в связи с пониманием нации по сталинскому определению. Кроме того, казаки не могли быть причислены к нации из-за отсутствия территориальной государственности или территориальной автономии, что, как известно, связано с серией репрессий, осуществленных в отношении казачества.
Будучи репрессированными и сословно упраздненными казаки не могли быть в советские годы названы не только нацией, но и народностью. Их не существовало в официальных списках, и не делались соответствующие пометки в личных документах людей.

(3) Народы России. Энциклопедия. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1994, с. 466
 
Если, согласно официальной доктрине, казаки не нация и не народность, то, следова¬тельно, они не могли быть названы собирательньм термином национальность. По этим же причинам, как уже было сказано, казаки не имели шанса получить в советской науке определения этноса. Правда имеется случай, когда одна из групп потомков казаков, утеряв сословную принадлежность еще до революции, все же впоследствии была в этнографической науке названа этносом - нагайбаки (а в послесоветский период наделены государственным статусом коренного малочисленного народа).
Отказывая казакам в праве называться этносом, советская этнография все же не могла не учитывать культурную и историческую специфику казачества, особенности самосознания или, как в настоящее время принято говорить, характерную идентичность. Поэтому для этнографического определения казаков применялись идеологически нейтральные термины - «этническая группа», «этнографическая группа», «этническая общность», «этнокультурная группа/общность». Причем в разных исследованиях использовались уточняющие вариации этих терминов «этно-сословная группа/общность», «этносоциальная группа/общность». Использовался также термин «субэтническая группа». Данные термины в отношении казаков и казачества применяются в отечественной этнологии до настоящего времени. Под этнической общностью в отечественной науке принято понимать любые культурно отличительные сообщества людей, которые сами склонны подчеркивать свое отличие. Термин «культурно-этническая общность» является синонимом термина «этническая общность».
Термин «национальность», хотя и синонимичен этнологическому понятию «этническая принадлежность», обладает в условиях России не только этнографическим, но и общественно-политическим значением. При этом российское законодательство не определяет механизмов легитимации той или иной национальности. Своеобразное исключение составляют коренные малочисленные народы РФ, чей официальный статус утвержден постановлением Правительства РФ.
Не имеют прямых правовых последствий и результаты переписей населения, поскольку ни в федеральном законе о переписи, ни в каких-либо иных нормативных правовых актах не указывается на возможности и необходимость таких последствий. Поэтому перепись населения не может наделить какую-либо группу населения «статусом» национальности или напротив, лишить этого «статуса». Тем не менее, перепись является источником официальных сведений о волеизъявлении населения Российской Федерации в отношении самоопределения по признаку «национальной принадлежности» и, безусловно, должна приниматься во внимание при вынесении соответствующих решений. Очевидно, что в современных российских условиях и, прежде всего, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, вопрос о том, может ли та или иная группа населения быть названа национальностью, должен решаться с опорой на волеизъявление самих людей и посредством общественного и политического консенсуса. При этом необходимо учитывать научное мнение.
Понятие «национальность» в странах Европы и Америки обозначает гражданство. То, что вкладывается в российский (и бывший советский) термин «национальность», в странах Запада определятся термином «этничность» (ethnicity), «этническая общность» или «этнокультурная общность» (ethnie). Учитывая, что современная отечественная этнология именует казаков этнической (этнокультурной) общностью, на нынешнем этапе казаки могут быть определены также и эквивалентным общественно-политическим термином - национальность.
В связи с этим возникает вопрос, как же может быть национальность «казак» в составе другой национальности - «русский»? С точки зрения этнологии, противоречия нет, если одна национальность входит в другую, один народ - в другой, если существует двойная этническая принадлежность. Хотя это непривычно с точки зрения прежней советской  идеологии и практики, когда в гражданском паспорте могла быть записана только одна национальность (причем даже у потомков от смешанных браков).
Тем не менее, существует прецедент правового решения проблемы. Например, тоджинцы являются частью более крупной национальности тувинцев, и вместе с тем, обладают, согласно федеральному законодательству, статусом коренного малочисленного народа. Та же ситуация с теленгитами, которые в этнографическом отношении являются частью национальности алтайцев, но при этом также обладают статусом коренного малочисленного народа.
Всероссийская перепись населения 2002 года назвала 14 малочисленных горских народов Дагестана и вместе с тем включила их в состав более крупной национальности аварцев. То же - в отношении казаков и поморов, численность которых была подсчитана отдельно и в то же время отнесена к численности русских. Соответственно казаки, как этническая общность (т.е. вне зависимости от реестра казачьих обществ, принятых на государственную службу), могут быть названы народом в составе более крупного народа - русских. Данный научный подход представлен не только в публикации официальных итогов переписи, но и в недавно опубликованной Министерством регионального развития настенной карте «Народы России», на которой отдельными картографическими знаками показаны «казаки», входящие по условиям картографической легенды в состав «русских» (см. приложение к данному экспертному заключению).
Резюмируя, следует сказать следующее: «казаки», «казачество», согласно советской идеологической доктрине, не были отнесены к «этносу». В современной отечественной этнологии, когда главенство «теории этноса» уже утрачено, спор о том, являются ли казаки этносом или нет, следует полагать устаревшим. Вместе с тем, учитывая, что отечественная этнология рассматривает современных казаков Юга России как этническую общность (эквивалент используемого в российском законодательстве термина «культурно-этническая общность») и, принимая во внимание тот факт, что значительное количество (десятки тысяч) людей на вопрос государственной переписи, звучавший как «Ваша национальная принадлежность?» дали ответ «казак», следует определить казаков как национальность.

3. Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «на¬ционально-культурное самоопределение»?
Казаки, казачество, понимаются в современной этнологии как самобытная этническая общность, с обширным комплексом культурного наследия, особой историей, традициями общественной жизни, труда и быта, с особой казачьей идентичностью - чувством и убежденностью принадлежности к общности казаков, казачьему народу, которое не исключает и не отрицает чувства принадлежности к русскому народу и российскому согражданству.
Опыт научных исследований за два послесоветских десятилетия показывает, что как небольшие общественные группы казаков - на уровне отдельных станиц и иных населенных пунктов, так и на уровне административных районов и субъектов федерации проявляют устойчивое стремление и имеют значительные результаты в деле возрождения традиций казачества, сохранения культурного наследия предков. Культурные, образовательные и общественные инициативы казачества, как правило, успешно реализуются во многих регионах Юга России, на Южном Урале.
Таким образом, употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национально-культурное самоопределение» является допустимым.
 
4.  Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национальное меньшинство»?
В отечественной этиологии термин «национальное меньшинство» почти не используется применительно к исследованиям на территории России (как, кстати, практически не используется он и в российском законодательстве). В последние годы появились отдельные научные работы, в которых термин «национальное/этническое меньшинство» используется в отношении находящихся в России иностранных мигрантов.
С точки зрения зарубежных исследователей, занимающихся изучением этнической ситуации в России, многие или практически все национальности по отношению к русским «должны» быть отнесены к национальным меньшинствам. Однако данную точку зрения (о том, что они меньшинства), как правило, не разделяют ни культурные и политические элиты российских республик, ни федеральные власти, ведающие вопросами межнациональных отношений (Минрегион России).
На сегодняшний день в отечественной науке отсутствует традиция называть национальными меньшинствами в России татар, башкир, чувашей, чеченцев и других. Соответственно не существует отечественной научной традиции применения термина «национальное меньшинство» в отношении казаков и казачества.
Однако, если рассматривать численный состав этнических сообществ, воспользовавшись сведениями из государственных переписей населения, то в отношении большинства этнических общностей в России потенциально может быть применим термин этнические/национальные меньшинства. На этом основании в отношении казаков и казачества как этнических общностей также может быть применим термин этнические/национальные меньшинства.

5. При положительном ответе на предыдущий вопрос ответить, находятся ли «казаки», «казачество» на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства?
Термин «ситуация национального меньшинства» использован законодателем в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» (4) для целей гибкого применения его положений. Тем самым на федеральном уровне преодолена проблема составления перечня национальньых меньшинств, и предусматривается, что национально-культурная автономия может быть реализована для целей поддержки языка и этнической культуры в тех случаях и тех местах, когда и где граждане полагают это необходимым. При этом в этнологической науке не существует разработанных критериев понятия «ситуация национального меньшинства». Вместе с тем, опыт теоретических и прикладных исследований, накопленный в отечественной этнологии, подводит к тому, что понятие «ситуация национального/этнического меньшинства» может быть определена по некоторым критериям, разделяемым многими специалистами:
- этническая общность имеет заметно меньшую численность среди доминирующего населения крупных территорий - исторических, административных;

(4) Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.11.2003 N 136-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.11.2005 N 146-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 09.02.2009 N 11-ФЗ, от 09.02.2009 N 14-ФЗ).
 
-        представители этнической общности в силу демографических, социальных и иных ограничений объективного и субъективного характера, возможно, также в силу особенностей законодательства и административного управления, не могут в достаточной мере быть представлены во властных структурах, средствах массовой информации, бизнесе, науке, образовании, в культурной сфере, и на этой основе заявить о важности поддержки самобытности своей этнической общности, привлечь внимание общественности и государства к этой проблеме;
-        значимые для этнической общности элементы культуры, включая традиционные виды хозяйственной деятельности, самоуправления, а также язык находятся в угрожаемом состоянии, либо не могут поддерживаться и развиваться, хотя на это имеется потребность определенной части населения;
-        наличие фактов дискриминации представителей этнической общности, выражающихся в запрете или ограничении равных прав на трудовую деятельность, получение образования, социальное продвижение и прочее. Ограничение прав на этнокультурное развитие представителей этнической общности и их объединений. Ограничение или запрет на участие представителей этнической общности и их объединений в общественных мероприятиях и общественных инициативах, в т.ч. участие в государственно-общественных мероприятиях по улучшению социальной и культурной жизни населения.
-        наличие фактов проявления ксенофобии в отношении представителей данной этнической общности или общности в целом и попустительство в этом со стороны правоохранительных органов, СМИ и общества.
Существуют и другие признаки, которые, впрочем, в меньшей степени могут быть приняты большинством экспертов в области этнологии.
Часть названных признаков, соответствующих понятию «ситуация национального/этнического меньшинства», имеет непосредственное отношение к современной ситуации с казаками и казачеством, как этнокультурной общностью, на территории Волгоградской области. Самоопределение «казак/казачка» характерно для сотен и тысяч граждан, постоянно проживающих в городах и районах области, что подтверждают как этнологические исследования, так и результаты современных государственных переписей. Это, безусловно, является гарантией того, что подобное самоопределение национальной/этнической принадлежности не являются случайным, ошибочным либо сфальсифицированным. Вместе с гем, совокупная численность лиц, причисляющих себя к казакам, казачеству, в Волгоградской области составляет существенно малую долю среди всего населения. Такая ситуация характерна и для отдельных муниципальных образований данного субъекта федерации. В силу демографических особенностей и иных причин, казаки и казачество, как этнокультурная общность, имеют явно ограниченные возможности на территории Волгоградской области поддерживать и развивать (как они считают нужным) этническую/национальную культуру, сохранять традиции своих предков, сохранять и приобщаться к своему культурному наследию, в т.ч. и через систему образования. Соответственно современные казаки и казачество, как этнокультурная общность, на территории Волгоградской области находятся в ситуации этнического/национального меньшинства.

6. Допустимо ли употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношении «казаков», «казачества»?
Отечественная этнологическая наука признает за казаками, казачеством этническое своеобразие, самобытность культуры, традиций, специфику говора (языковые особенности). Не приходится сомневаться, что часть культурных традиций казачества, основные этапы истории казачества могут и должны преподаваться в общеобразовательных государственных школах в рамках курсов краеведения, географии, истории и иных гуманитарных дисциплин. Федеральный закон «Об образовании» предусматривает такое право и возможности.
Таким образом, как в целом по России, так и в отдельных субъектах федерации в отношении казаков, казачества допустимо употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры».

ВЫВОДЫ:

1.        Как с позиций этнологии определяется смысл терминов «казаки» и «казачество»?
Термин «казаки» и синонимичное ему слово «казачество» в отечественной этнологии употребляется в нескольких взаимосвязанных значениях - историческом и этноисторическом, когда понятию «казаки» приписывался в их историческом прошлом социальный феномен (сословное происхождение); в историко-культурном, когда под современным «казачеством» понимают часть населения, сохраняющего культурное наследие и развивающего традиции исторического казачества; в историко-этнографическом, когда под «казаками» понимают население исторических территорий казачьих войск, которое сохранило историческую и родовую память о казачьей службе предков; в этносоциологическом значении - сохранение и распространение среди населения казачьей идентичности - чувства принадлежности к казачеству; в статистическом значении казаки - совокупность населения Российской Федерации, которые по самоопределению относят себя к казакам при официальной регистрации; в общественно-политическом значении - казаки и казачество -совокупность лиц, деятельность которых регулируется членством в соответствующих, определенных законом, казачьих организациях.
В целом в современной этнологической литературе казаки, в значении современная часть населения Российской Федерации, понимаются как самобытная этническая группа, этническая общность (в прошлом - этносословная группа), которая в культурном и языковом отношении является также частью большой этнической общности - русского народа. Казаков разделяют по группам соответственно историческим территориям проживания. Факты этнической (этнокультурной) самобытности и одновременно принадлежности к русскому народу отражены в материалах современных переписей населения, в частности в итогах Всероссийской переписи населения 2002 года.

2.        Относятся ли «казаки», «казачество» к этнической общности?
Да.
Это самобытная этническая общность, обладающая культурной спецификой, которая также является частью русской этнической общности, русского народа. Характерно двойственное чувство этнической (национальной) принадлежности к казачеству и русскому народу.

3.        Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национально-культурное самоопределение»?
Да.
Для современного населения с этнической идентичностью (национальной принадлежностью по самоопределению) «казак/казачка», либо с двойной идентичностью (например, казак, русский).

4.        Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национальное меньшинство»?
Да.
В отношении казаков и казачества как этнической общности, может быть применим термин этническое/национальное меньшинство, т.к. культура казачества не является доминирующей в регионах с их компактным расселением.

5.        При положительном ответе на предыдущий вопрос ответить, находятся ли «казаки», «казачество» на территории  Волгоградской области в ситуации национального меньшинства?
Да.
Современные казаки, как этнокультурная общность,  на территории Волгоградской области  находятся в ситуации этнического/национального меньшинства.

6.        Допустимо ли употребление терминов  «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношения «казаков», «казачества»?
Да.
Как в целом по России, так и в отдельных субъектах федерации на исторических территориях распространения казачества в отношении казаков, казачества допустимо употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования,  национальной  культуры».

ЭКСПЕРТ:                                   /Степанов В.В./

Особое мнение эксперта

До 2009 года Федеральный закон «О национально-культурной автономии» пребывал в своеобразной правовой ловушке. С одной стороны, он обязывал государство финансировать общественные организации, зарегистрированные как национально-культурная автономия (НКА), а с другой, не предусматривал конкретных механизмов реализации прав граждан на национально-культурную автономию. Согласно нормам Закона, любая группа граждан, постоянно проживающих на определенней муниципальной территории, может выступить учредителем НКА в поддержку любой (причем получается, даже вымышленной) этнической общности.
Установление же законом каких-либо формальных процедур, определяющих, «реальное существование» тех или иных этнических общностей вне зависимости от убеждений граждан — учредителей соответствующей НКА, привело бы к нарушению конституционных норм и дискриминации граждан по признаку национальной принадлежности. Автор данного экспертного заключения, как эксперт Комитета  делам национальностей Государственной Думы Российской Федерации в 2008 году, участвовал в обсуждении данной законодательной коллизии. Проблема, была преодолена в 2009 году путем принятия поправки к Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (5), согласно которой финансовая поддержка общественных организаций НКА со стороны органов государственного управления не должна осуществляться в обязательном порядке.
Таким образом, право на национально-культурную автономию граждан любой национальной принадлежности сохраняется неизменным. При этом граждане не обязаны доказывать, существует ли на самом деле этническая общность (национальность), чью культуру они по своей инициативе берутся поддерживать и развивать. Граждане не обязаны доказывать, что определенная этническая общность является «самостоятельным народом» (6). Граждане не обязаны доказывать, «что определенная этническая общность обладает уникальным языком (7). При этом государство, со своей стороны, вправе выносить в каждом конкретном случае отдельное решение, следует ли оказывать поддержку и в какой форме той или иной общественной организации, зарегистрированной как национально-культурная автономия.

ЭКСПЕРТ:                                                /Степанов В.В./
                                                                                                  ПОДПИСЬ ЭКСПЕРТА ЗАВЕРЯЮ:
                                                                                                  1.06.2011 Новикова
                                                                                                  Руководитель ООО «Этноконсалтинг»
(5)    От 09.02.2009 N 11-ФЗ.
(6)    Следует добавить, что понятие «самостоятельный/отдельный народ» в науке весьма условно и вряд ли может быть использовано в юридической практике.
(7)    Соотношение языка и этнической общности не является однозначным. В России многие этнические общности используют в качестве родного русский язык.

..................................................................................................................


                                                                                                                        В Президиум
                                                                                                                        Верховного Суда Российской Федерации.
                                                                                                                        Суд надзорной  инстанции по гражданским делам.  
                                                                                                                           121260   Москва ул. Поварская д.15. 
                                                                                                                        Верховный Суд России.
                                                                                                                        Заинтересованного лица:
                                                                                                                        Королёв Сергей Михайлович  75 года рождения
                                                                                                                        проживающего
                                                                                                                        400011 Волгоградская область  г. Волгоград 
                                                                                                                        Советский район  ул. 35 Гвардейская, дом 4. кв. 310 
                                                                                                                        Истец: Главное управление министерства юстиции РФ
                                                                                                                        по Волгоградской области 
                                                                                                                        400001  Волгоградская область 
                                                                                                                        г. Волгоград ул. им. М.И.Калинина д.4
                                                                                                                        Ответчик: Общественное объединение
                                                                                                                       «Региональная национально-культурная автономия казаков 
                                                                                                                        Волгоградской области»
                                                                                                                        403325 Волгоградская область  Михайловский район
                                                                                                                        пос. Отрадное ул. Советская д.19
                                                                                                                        Гражданское  дело № 3-27/2011 г. в производстве
                                                                                                                        Волгоградского областного суда.                                              

                                                                                           Надзорная жалоба
                                                           На состоявшееся судебное  решение – Определение  судебной коллегии
                                                                по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации.

      Судебная коллегия  по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего – Горшкова В.В, судей- Харланова  А.В. и Момотова  В.В. при секретаре –Баринове С.Н.  11 октября 2011 года, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу  начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Колесникова М.А. на решение Волгоградского областного суда   от 01 августа 2011 года, которым отказано  в удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к общественной организации – Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации данного объединения ( дело № 16-Г11-41)  определила ,  Решение Волгоградского областного суда  от 01 августа 2011 года отменить и приняла   по  делу новое  решение, ликвидировав общественное объединение – «Региональная  национально-культурная автономия казаков Волгоградской  области»  с исключением его из   Единого государственного реестра юридических лиц.        
       С данным решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации   я, Королёв Сергей Михайлович, проживающий на  упразднённых землях и территории Всевеликого Войска Донского и являющийся потомком казачьего рода не могу согласиться, так как данное решение нарушает мои конституционные права и свободы.
      Я, как член  Общественного объединения  «Региональная  национально-культурная автономия казаков Волгоградской  области считаю, что Определение  судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации  вынесено с  существенным нарушением норм материального  и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита моих  прав, свобод и законных интересов.
       Определением  судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2011 года нарушено моё конституционное право самоидентификации с определенной этнической общностью предусмотренного статьёй 26 Конституции РФ.  Я,  во время проведения Всероссийской переписи населения в 2002 и в 2010 годах, в переписных листах указал свою национальность казак и в соответствии с Уставом объединения и ст.1 Федерального закона  Российской Федерации  № 74-ФЗ от 17.06.1996 года  «О национально-культурной автономии» я,  как потомок казака  имею право объединиться со своими единомышленниками, такими же потомками казаков, являющихся на территории Волгоградской области в национальном  меньшинстве в такой форме национально-культурного самоопределения для осуществления своих целей по возрождению казачьего народа на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения своего казачьего языка и его развития, самобытной национальной культуры, своих казачьих обычаев и традиций.
        Цель такого объединения, обеспечение жизнеспособности и самостоятельности исторически сложившегося культурно - этнической общности  граждан Российской Федерации - потомственных казаков на основе добровольности и свободного волеизъявления. При этом закон предусмотрел, что  «Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой  национально-культурной автономии является общественная организация», а создание , участие и организация общественных организаций предусмотрена Конституцией Российской Федерации.
     Статья  30 Конституции Российской Федерации гарантирует, что   « Каждый имеет право на объединение »
      Таким образом,  Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2011 года нарушено моё конституционное право создавать и участвовать в общественном движении, быть членом общественной организации.
     Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации своим Определением нарушает мои права и свободу волеизъявления - состоять в общественных объединениях вне рамок казачьих обществ, так как я в силу отсутствия навыков не могу нести обязанности по государственной или иной службе. Цель закона  о государственной службе заключается в создании специальных коллективов граждан Российской  Федерации, без учёта этнической составляющей для  несения государственной и иной муниципальной службы. 
     В общественном объединении национально-культурной автономии данные  ограничения не действуют. 
     Я, как заинтересованное лицо, права и свободы которого нарушены определением суда от 11 октября 2011 года полагаю, что предупреждения истца о переименование, смены вывески являются незаконными и принудительными под страхом ликвидации объединения граждан Российской Федерации относящих себя к прямым потомкам казаков и поэтому были восприняты общественным объединением национально - культурной автономии казаков, как незаконные.    
      Определением    судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нарушается принцип Добровольности и вводится принцип Принуждения  при создании и функционировании в Российской Федерации общественных организаций, нарушается Конституция Российской Федерации и требования её статей:
17. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно  общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»;
26. «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности».
2. «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»;
30. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты». 
Я считаю, что создание казачьих обществ, для несения государственной или иной службы нарушает права других народностей населяющих нашу страну.
С учётом вышеизложенного, руководствуясь ст.378, ст. 379 ГПК РФ,

Прошу:
 Отменить Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2011 года, которым Решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 года отменено и принято по делу новое решение, которым заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области удовлетворено и   ликвидировано общественное объединение - «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», основной государственный регистрационный номер 1033401261937 и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
 Оставить в силе Решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 года, которым в удовлетворении заявления Управления министерства юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установления порядка и сроков ликвидации было отказано.

Приложение: копия надзорной жалобы стороне,  копия обжалуемого определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.11 г., ксерокопия паспорта, квитанция об оплате госпошлины.

 Заинтересованное лицо                                                                                                                    Королёв Сергей Михайлович
«    » февраля   2012 года.